1998  1999  2000  2001  2002  2003  2004  2005  2006 

Выпуск газеты Сегодня №167 (1512) за 29.07.2003

"ГОРЖУСЬ ТЕМ, ЧТО МОИ УЧЕНИКИ-АВСТРИЙЦЫ ИГРАЮТ МУЗЫКУ УКРАИНСКИХ КОМПОЗИТОРОВ"

В Киеве хорошо знают скрипача Аркадия ВИНОКУРОВА. В недавние времена он был солистом Национальной филармонии, концертировал как солист и как руководитель Киевского камерного оркестра. Более чем на десять лет Аркадий исчез из моего поля зрения. И вот случай свел нас в самолете, на пути из Австрии, где он уже давно живет, в Киев. Мы вспомнили, как когда-то готовили радиопередачи из цикла "Размышления, диспуты". Аркадий рассказал свою историю, поучительную для тех, кто хочет делать музыкальную карьеру в Европе.

-- Музыканты утверждают, что гастроли на Западе и эмиграция -- это, как говорят в Одессе, две большие разницы. Как только местные коллеги видят, что кто-то хочет занять их место, отношение резко меняется. С вами тоже так было?

-- У меня все было по-другому. Во-первых, я ничье место не занимал. В 1992 году гастролировал в Австрии. Как-то мне позвонил в гостиницу друг детства Борис Кушнир, который уже давно работал в консерватории города Грац. Его отец был когда-то концертмейстером симфонического оркестра Украинского телевидения и радио. Мы с Борисом мальчишками играли в футбол, вместе учились в музыкальной школе №3 на Владимирской... Борис сказал, что в консерватории Линца есть место профессора. Я выдержал конкурс. Тридцать человек претендовали на эту должность, но выбрали меня. Я не чувствую себя эмигрантом, несмотря на то, что кроме украинского у меня есть еще и австрийский паспорт. Эту привилегию я получил от президента Австрии господина Томаса Клестиля.

-- Это говорит о ваших прочных позициях в стране Моцарта и Штрауса. И, все-таки, не чувствуете ли вы себя там чужаком?

-- Ни в коей мере. У меня много друзей среди австрийских музыкантов. Мы вместе отмечаем дни рождения, меня приглашают на свадьбы детей. Очень важно, приезжая в ту или иную страну, знать язык. В Австрии я сразу заговорил по-немецки, хотя в школе учил английский. Нужда заставила. Да и опыт был. Я в свое время преподавал в Финляндии -- там за десять дней нужно было освоить азы финского, ведь приходилось общаться с детьми.

-- Язык -- языком, но, наверное, не это главное. В Австрии все знают немецкий…

-- Дело еще в том, чтобы сразу зарекомендовать себя. Кроме преподавания в консерватории Линца, а теперь уже и в Венской консерватории, я работаю в коллективе под названием "Венские солисты". Когда я приехал в Вену, у оркестра были запланированы гастроли в Бельгию, Голландию и Германию. Один скрипач заболел, и обратились ко мне. После того, как я за два дня выучил сложнейшую программу, меня приняли в коллектив. С тех пор мы дружим по-настоящему. Совместные поездки -- это самое интересное. Перед нами открыты лучшие концертные площадки мира. Я уже пять раз был в Японии. Недавно по приглашению дирижера Валерия Гергиева мы выступали в Петербурге на международном фестивале "Звезды белых ночей", потом дали концерт на фестивале в финском городе Миккеле, которым также руководит Гергиев (правда, гонорар пока еще не получили).

-- С кем из соотечественников, живущих в Австрии, вы поддерживаете отношения?

-- Одно время часто встречался с нашим прославленным басом Анатолием Кочергой. Мы ведь учились с ним вместе в Киевской консерватории. Я неоднократно бывал у него в Вене. Но последнее время мы редко видимся.

-- Анатолий Кочерга как-то рассказывал, что в начале карьеры на Западе он буквально попал в кабалу к ловкому дельцу от искусства. Вам удалось избежать подобных неприятностей?

-- В Украине говорят: "Дешева риба -- погана юшка". Менеджеру нужно хорошо платить, тогда никаких недоразумений не возникнет.

-- Как вы считаете, почему в Австрии охотно берут на работу наших, по крайней мере, в музыкальной сфере?

-- Там очень много хороших музыкантов, но они все чересчур правильные, и, наверное, поэтому воспитать талантливых учеников не могут. У нас ярких, одаренных личностей больше. Например, трое из известных сегодня во всем мире молодых исполнителей -- Юлиан Рахлин, Ник Цнайдер, Лидия Байич -- это ученики экс-киевлянина Бориса Кушнира. У меня тоже есть выпускница, которая сейчас работает в радио-оркестре Берлина. То же самое происходит, скажем, в области точных наук -- моя жена-математик не имеет недостатка в частных уроках.

-- Жизнь на Западе, безусловно, накладывает свой отпечаток. Как по-вашему, вы сильно изменились -- как человек и музыкант?

-- Изменился в первую очередь мой исполнительский стиль. Я понял, что австрийцы ценят все изысканное, деликатное. Интенсивный, яркий звук, которым старинную музыку играют наши артисты, здесь не в чести. Я и представить не мог, что профессор философии после лекций может вместе с профессиональными музыкантами сыграть на хорошем уровне трио Шумана. В Австрии все дышит музыкой.

-- И в такси слышишь не эстрадные песенки, а концерты Шопена и Моцарта.

-- А на площади возле ратуши (мы живем недалеко от нее) каждое лето устраиваются музыкальные кинофестивали, в программе которых -- видеозаписи классических опер и концертов с участием мировых звезд.

-- Чем вы обычно занимаетесь, когда приезжаете в Киев

-- Отдыхаю на даче. Когда есть возможность, выступаю в концертах с оркестром "Киевская камерата", где у меня до сих пор лежит трудовая книжка. Грустно, что многих знакомых уже нет в живых. Потрясением для меня была смерть замечательного композитора Ивана Карабица.

-- Вы играли его произведения?

-- Да. А теперь их играют мои австрийские ученики -- так же, как и музыку Валентина Сильвестрова, Мирослава Скорика, Евгения Станковича и других украинских композиторов. Я горжусь этим...