1998  1999  2000  2001  2002  2003  2004  2005  2006 

Выпуск газеты Сегодня №167 (1512) за 29.07.2003

"ОЧЕНЬ ВАЖНО, КОГДА ЕСТЬ О ЧЕМ ПОГОВОРИТЬ И О ЧЕМ -- ПОМОЛЧАТЬ"

Она -- Вертинская, и в ней чувствуется та самая пресловутая порода, которую, как ни старайся, ни за какие деньги не купишь: с ней можно только родиться. Марианна, старшая из дочерей неповторимого Александра Вертинского, создала себе имя в искусстве, дополнив семейную династию своей яркой индивидуальностью. Марианне Вертинской вчера исполнилось 60. Любительница леса и грибов, скорее всего, провела свой юбилей со своей многочисленной семьей на даче.

Вообще, семья Вертинских -- поразительное и замечательное явление. Каждый из ее членов талантлив по-своему, но все вместе обладают одним свойством -- загадочностью. Отец, Александр Вертинский (уроженец Киева) -- знаменитый артист эстрады и кино, поэт, композитор и певец, конечно, вне конкуренции. Его жена -- художница и актриса Лидия Владимировна Вертинская младше его на 34 года, женщина с грузинскими корнями и какой-то нереальной красотой (сыграла в "Садко", "Дон Кихоте", "Киевлянке", "Королевстве кривых зеркал"). Их удивительные дочки-погодки Марианна и Анастасия родились в самый разгар войны. Причем, местом рождения старшей, Марианны (отец называл ее Биби) стал экзотический Шанхай, а первые воспоминания ее детства были связаны с шикарной московской гостиницей "Метрополь". Вскоре, наконец-то, семья получила квартиру на улице Горького. На доме номер двенадцать, где до сих пор живет Лидия Владимировна, в прошлом году была установлена мемориальная доска с именем Александра Вертинского.

В этой семье даже в самые-самые советские атеистические времена верили и молились Богу, воспитание поручалось боннам, в чести были великосветские манеры, а гостями трогательных семейных праздников был цвет русской интеллигенции. Попытки вовлечь дочерей в активную советскую жизнь заканчивалась плачевно, как, например, история с пионерским лагерем, после которого девочки вернулись голодными, ругающимися матом и со вшами в волосах. И, как ни сопротивлялся Александр Николаевич, чтобы дочери не стали актрисами, они были обречены на эту профессию, после окончания Щукинского театрального училища. Раньше в кино снялась младшая -- Анастасия, сыграв в пятнадцать лет Ассоль в "Алых парусах", а через год и Марианна сыграла роль своей сверстницы Кати в фильме Анатолия Эфроса "Високосный год". Так потом и повелось: Марианне больше предлагали роли современных героинь, а Анастасии -- образы прошлого. Они сыграли примерно в одинаковом количестве фильмов, но везло больше младшей сестре. И никогда между ними не было зависти или ревности, даже круг общения в молодости у них был разный. Марианна всегда отличалась некой эпатажностью и богемностью, а Анастасия -- непубличностью и неактерской скромностью.

Марианну считают сильной театральной актрисой. После окончания училища она работала в одном единственном театре -- имени Вахтангова. Играла много, до тридцати спектаклей в месяц, иногда это даже мешало соглашаться на роли в кино. Сейчас Марианна Александровна занята только в одном спектакле -- "Будьте здоровы" Пьера Жено.

После культового фильма 60-х "Мне двадцать лет", в котором Марианна снялась в 18 лет, всем показалось, что родилась новая кинозвезда. Но этого не случилось. Потом у актрисы были средние или слабые картины, а из заметных, пожалуй, только "Город мастеров", "Его звали Роберт", "Смерть под парусами", "Капитан Немо". Много было бесполезных проб, так, она чуть не стала главной в "Кавказской пленнице", но взяли Варлей. В период популярности ее приглашали крупные европейские киностудии, обещая прекрасную карьеру. Она, действительно, как-будто "оттуда", недаром роли иностранок у нее всегда получались "с изюминкой". Но она не рискнула: слишком была привязана к маме, сестре, своим мужчинам, театру.

"ТРИ РАЗА БЫТЬ ЗАМУЖЕМ -- ВПОЛНЕ ДОСТАТОЧНО"

Причина не слишком звездной карьеры Марианны Вертинской, возможно, не столько в отсутствии актерского фарта, сколько в не столь фанатичном отношении к профессии. Много ее сил и времени уходило на бурную личную жизнь. В противоположность родителям, преданным друг другу, все браки сестер Вертинских, очень влюбчивых и быстро увлекающихся, были недолгими и некрепкими. Обе пришли к одинаковому выводу, что без брака лучше. "В чем-то я была хорошей, в чем-то очень легкомысленной. Влюблялась в другого и -- уходила. В этом смысле, наверное, была не права. Учесть в последующем браке ошибки предыдущего? Не знаю, думаю -- это глупость. Я была влюблена во всех своих мужей. Но теперь считаю, что три раза быть замужем, этого вполне достаточно. У меня наступило пресыщение. Думаю, хватит уже", -- так Марианна подводит черту под этой темой. Началась она еще на фильме "Мне двадцать лет", где Марианна познакомилась со своим будущим окружением. Возникло какое-то странное притяжение фамилий Вертинских и Михалковых: Никита женился на Анастасии, а у Андрона был полуторагодовой роман с Марианной, о котором гудела вся киношная тусовка.

Потом в своей книге "Низкие истины" Андрон написал: "Марьяна курила, что мне не нравилось, вела неспортивный образ жизни, что мне тоже не нравилось, была очаровательна, что мне очень нравилось. Она была вся такая легкая, непредсказуемая, небесная!.. Уже надвигался на меня поезд, называемый "женитьба". Уже стали об этом поговаривать. В моих же планах этого не было. Помню, я вел машину, не мне принадлежавшую: жена одного профессора взяла ее у своего мужа, еще ехали Марьяна и мой приятель. "А почему бы вам, друзья, не жениться?" -- сказала жена профессора. От смущения я повернул руль -- повернул очень неаккуратно, кто-то в меня врезался. Так окончился мой роман".

И все последующие ее романы были с известными и талантливыми мужчинами. Например, с Андреем Тарковским, который в то время был женат. Он даже хотел ее снять в своем "Андрее Рублеве" в роли Дурочки. Но Марианна отказалась, так как не могла понять ее, хотя Тарковский удивлялся: "Ты же вылитая Дурочка, чего тебе играть?" Потом богемная Москва обсуждала ее "встречи" с оператором Кончаловского Александром Княжинским, художником Львом Збарским и, наконец, ее шестилетний брак с молодым архитектором Ильей Былинкиным и рождение дочери Саши. После их развода внимание к личной жизни Марианны вновь усилилось, так как поводов она давала предостаточно. Так, после двух лет жизни с известным оператором Григорием Рербергом и тяжелейшего разрыва с ним, она снова замужем -- за бывшим однокурсником Борисом Хмельницким.

Приехавший из далекого Уссурийска поступать в московское театральное училище Борис Хмельницкий впервые встретился с дочерью обожаемого с детства Вертинского на первом вступительном экзамене. "Она приехала на экзамен прямо со съемок вместе с известным кинорежиссером. Такая вся из себя… одетая в белое синтетическое пальто с серебристым отливом. Ее невозможно было не заметить -- красивая, необычная. Потрясающая женщина!" В училище они дружили -- и не более, а бурный роман вспыхнул спустя годы. Он ей потом признавался: "Я все ждал, когда у тебя будет пауза". Поселились супруги в известном актерском доме, где у Марианны уже была квартира (ее соседями были сестра Настя, Алла Демидова, Валентин Смирнитский, Юрий Визбор). Так как сам Хмельницкий давно пристрастился к спиртному, Марианна тоже стала пить за компанию, а потом и без нее. Обоим пришлось долго лечиться от этой беды. "Но главное, Маша мне сделала самый дорогой подарок на свете: родила дочь, ребенка, который стал смыслом моей жизни. Не хватит никаких подарков отблагодарить за это", -- вспоминает Хмельницкий. Его называют гениальным отцом, так как после развода Вертинская оставила ему годовалую дочь Дашу. "Я попробовала одна воспитывать, но не смогла. У меня была большая нагрузка в театре, на телевидении. Я просто не справлялась с грудным ребенком и девятилетней девочкой, которая училась в школе. Вот мы и решили, что младшей дочери лучше остаться с бабушкой. Так и пошло. Бабушка умерла, когда Даше было 13 лет, но она уже привыкла жить с папой. Сейчас на Даше весь дом: она готовит, гладит папе рубашки".

Третьим мужем Марианны стал югослав Зоран Казимирович. Он младше ее на десять лет, занимается бизнесом, живет в Праге. Прожив с ним тринадцать лет, мотаясь между городами, актриса, не желая бросать театр и насиженные места, развелась. Но до сих пор интенсивно обменивается с ним письмами -- как сама шутит: "Не даем погибнуть эпистолярному жанру". Вообще, женская гениальность Марианны Вертинской в том, что она со всеми мужьями смогла остаться в распрекрасных отношениях, более того, ей удалось всех сдружить: "Мы дружим. Если Илья идет по Арбату -- звонит: "Ты дома? Я заскочу". Посидим, поболтаем. Боря часто заходит". И несмотря на своеобразный скепсис по отношению к семейной жизни, нет-нет да и проскользнет в ее высказываниях: "Надеюсь встретить человека, с которым мне будет интересно жить, отдыхать, разговаривать и -- молчать. Это очень важно, когда есть о чем поговорить и о чем -- помолчать".

Обе дочери Марианны, так же, как и Степан (сын Анастасии и Михалкова), уже вошли в число московских знаменитостей. Старшая, Александра, очень похожая на мать -- модный дизайнер. Недавно, сначала в Москве, а потом в Питере и во Флоренции, состоялась выставка ее работ под названием "Венеция. Шелкография". И хотя тетя Анастасия подталкивала племянницу к актерству, ее бабушка Лидия Владимировна, в свое время окончившая Суриковский художественный институт, поддержала ее способности. Этот же вуз закончила и Саша, а потом стажировалась в академии художеств в Париже, хотя считает это лишь приятным времяпровождением. Конечно же, девушку замучили вопросом, почему она не стала актрисой. Как-то, не выдержав, она ответила: "Это самая мерзкая профессия на свете. Нет более зависимых людей: от модности, от режиссера, осветителя, проб, гримера". Александра уже сделала Марианну бабушкой, и та с удовольствием возится с четырехлетней внучкой Василисой. А 25-летняя Даша четыре года работала манекенщицей у Зайцева, Юдашкина, Кулакова, а потом все же по семейной традиции закончила Щукинское. Немного снимается, иногда даже вместе с отцом ("Теплые ветры древних булгар", "Роксолана-2"), но вдруг, так же, как и старшая сестра, решила стать дизайнером...

"СУД МЫ ВЫИГРАЛИ, НО ДЕНЕГ НЕ ПОЛУЧИЛИ НИ КОПЕЙКИ"

Кроме любовных историй почву для сплетен и разговоров давали и другие истории, которыми насыщена жизнь Марианны Александровны. Много лет их семью преследовала явно психически нездоровая женщина, которая вначале была фанатичной поклонницей Александра Вертинского, донимая его своим назойливым вниманием. Когда же кумир умер, дама стала поставлять в желтую прессу всевозможные бредни о семье Вертинских. В конце 90-х она вообще заявила, что смерть Вертинского была насильственной, и что все в этой семье "ненастоящие", особенно Марианна. На самом же деле старшая дочь Вертинского -- она сама. Все это было бы смешно и нелепо, если бы не так грустно. Эти "признания" напечатала одна московская газета, раздувшая нешуточный скандал. Поэтому Марианне пришлось выступать в прессе, объясняя, кто есть кто. Она даже обратилась в суд, потребовав опровержения и выплаты компенсации за моральный ущерб. "Да, суд мы выиграли, но денег не получили ни копейки. Бульварная газета принесла лишь полуизвинение в свойственном ей тоне", -- прокомментировала она результат.

Сегодня Марианна, впрочем, так же, как и ее сестра Анастасия, снимается редко. Из последних работ зрителям запомнилась ее роль в телефильме "Наследницы". Пригласили ее сняться и во Франции в фильме режиссера Патрика Рефо "Иностранная любовь". Ее героиня попала во Францию, нашла там любовь, но снова вернулась в Россию. Бывают и театральные антрепризы. Так, киевляне видели Марианну Александровну в "Афинских вечерах", где, в очередь с Верой Алентовой, у нее хорошая характерно-комедийная роль.

Самой главной жизненной привязанностью Марианны остаются мама и сестра: "С годами мы с Анастасией все больше сближались и сейчас дружны как никогда. Почти каждое утро начинается с того, что кто-то из нас звонит другой. Обсуждаем вчерашние новости. Если кто-то приготовил вкусный завтрак (обе прекрасные кулинарки. -- Авт.), -- зовет на общую трапезу. Благо, живем мы поблизости". Обе входят в "клан" Михалковых, но главное, что накрепко объединяет сестер, -- забота об имени и творческом наследии отца. Марианна возглавляет фонд имени Вертинского, они вместе с Анастасией занимаются реставрацией его записей, помогают матери в подготовке к изданию ее мемуаров и писем отца. Анастасия написала и поставила спектакль об отце -- "Мираж, или дорога русского Пьеро", в котором сестры впервые играли вдвоем: Анастасия -- отца, а Марианна -- собирательный образ его женщин.

Накануне своего юбилея Марианна Александровна призналась: "Я люблю жить. Разочарования -- не моя стихия. И если подумать, каждый человек имеет в результате то, что он заслуживает".