1998  1999  2000  2001  2002  2003  2004  2005  2006 

Выпуск газеты Сегодня №169 (1514) за 31.07.2003

"КАЗНЬ КОЧУБЕЯ" СПАСЛА МИЛИЦИЯ

Кражами с памятников нынче не только милицию, но и обывателя не удивишь -- совсем распоясались вандалы. Поэтому, когда недавно получил информацию о раскрытии правоохранителями очередного такого преступления, решил, что речь идет о похищении каких-то недорогих безделушек. Тогда и в мыслях не было, что этот, на первый взгляд, обычный эпизод заставит меня с головой окунуться в историю Украины. И не просто в историю, а в одну из наиболее ярких ее эпох -- гетманства Ивана Мазепы.

КРЕСТ У ОБОЧИНЫ

Есть в Винницкой области, у самой границы с Киевской, село Борщаговка. При подъезде к нему, на обочине дороги, возвышается каменный крест. Вряд ли здесь был кто-то похоронен. Но ведь неспроста его соорудили. Уловив мое недоумение, попутчик предложил остановить машину.

-- Какое сегодня число? -- непонятно зачем спросил он.

-- Пятнадцатое июля... А что?

-- А то, что в этот день, вот на этом самом месте, 295 лет назад казнили Кочубея и Искру.

Еще минут десять я стоял возле креста, совершенно обалдевший, чувствуя себя причастным к великой истории. Даже представлял себе ту казнь... Тысячи людей, крики, плач, конский топот, обдающий пылью все вокруг. Истерзанные пытками мученики, помолившись, кладут головы на плаху...

Историческая справка.Василий Леонтьевич Кочубей, получивший от Мазепы достоинство генерального судьи, родился по одним данным в 1640, по другим -- в 1650 году. Родословная его берет начало от рода беков татарской орды, кочевавшей еще в XVI веке между Днестром и Днепром. Дед Василия Леонтьевича (прозвище от тюркских "коч" и "бей", т.е. "кочевой князь") вышел в начале XVII века на русскую службу и принял христианство с именем Андрей. Любовь Мазепы к дочери Василия Кочубея Матрене и стала, как принято считать, причиной конфликта между генеральным судьей и гетманом. Последовавшие за ним доносы на Мазепу, неверие им Петра I сыграли роковую для Кочубея роль.

Да простят меня краеведы, но о Борщаговке я услышал лишь недавно. Можно себе представить, с каким интересом обозревал село, уже зная, что здесь когда-то разворачивались события, повлиявшие на ход всей украинской истории. Надо сказать, очень живописное село, вполне достойное кисти художника. Вдоволь налюбовавшись садами, извилистой речушкой, мы подъехали к церкви. Метрах в ста от нее -- пятиметровый обелиск из черного мрамора. Да, тот самый, что был воздвигнут на месте первоначального захоронения Кочубея и полковника Искры (потом их перезахоронили в Киево-Печерской лавре). Внимательно осмотрев памятник, заметили с двух сторон прямоугольные пустоты. До недавнего времени на этих местах находились металлические фрагменты, изображающие казнь Василия Кочубея и Ивана Искры. Эти рельефы похитили какие-то негодяи. Благо, милиция сработала достойно. Что, собственно, и было первоначальной причиной нашего приезда.

-- Трудно представить, каким надо быть бессовестным, чтобы покуситься на святое, -- сокрушался подошедший к нам учитель истории местной школы Михаил Рыбак.

Мы поспешили его обрадовать, что скоро похищенное вернется на место -- после упорных поисков сотрудники милиции Киевской и Винницкой областей обнаружили эти фрагменты в одном из столичных антикварных магазинов. Злоумышленники, наверное, рассчитывали хорошо "навариться", ибо цены, указанные на этих исторических ценностях, были, мягко говоря, немалыми. Причем в долларах.

Михаил Григорьевич заметно повеселел и казался весьма расположенным к беседе. Воспользовавшись моментом, задаю вопрос, очень меня заинтересовавший -- почему местом казни Кочубея и Искры была выбрана именно Борщаговка?

-- По легенде, их решено было казнить в момент захода солнца. А это случилось, когда вся "процессия" подошла к Борщаговке, -- рассказывает Михаил Рыбак. -- Так или иначе, но с тех пор история села неразрывно связана с этими историческими личностями. Хотя иногда думаю, что все, происходившее здесь, было предопределено откуда-то свыше. Вообще, на мой взгляд, в здешних местах есть нечто загадочное...

БОРЩАГОВКУ ЖДАЛА УЧАСТЬ ХАТЫНИ

Первые поселенцы появились здесь, по всей видимости, еще в пору монголо-татарского нашествия. Бежавших от врагов людей что-то тянуло сюда. Возможно, прельщала близость речек Ореховатки и Роси, плодородные земли. Кстати, многими поколениями замечено, что в здешних краях очень редко идут дожди. Тучи обходят стороной Борщаговку. Загадка природы?

Что касается названия села, то на этот счет существуют разные мнения. Большинство склоняются к двум версиям. По одной из них, жил здесь некогда пан Борщев. По другой -- славилось село своими борщами. Хотя возможна еще и третья -- первыми поселенцами в этих местах были бежавшие от монголо-татар жители той Борщаговки, что под Киевом.

Через "винницкую" Борщаговку в давние времена проезжали купцы из Венеции, о чем остались записи в летописях. Было местечко и под татарами, и под литовцами, и под поляками. Веками здесь формировался особый уклад жизни, уникальное своеобразие. До советской власти большинство населения составляли католики, евреи и меньшинство -- православные. Жили дружно, помогая друг другу. Очень трудолюбивым был борщаговский люд. В то время, кстати, Борщаговка была не селом, а, скорее, городком. Как говорили, местечком. Достаточно сказать, что здесь было много двухэтажных домов, мастерских, кузниц. А в давние времена по количеству кузниц определялись размеры и значимость места. Если больше двух -- значит, уже не село, а городок или город. К тому же число жителей Борщаговки превосходило 14 тысяч. Для сравнения: сейчас здесь проживают около 600 человек.

Не обошли своим вниманием Борщаговку и великие люди. Не случайно Александр Сергеевич Пушкин так точно описал эти места в своей поэме "Полтава". Он был здесь у своего друга Александра Раевского -- будущего декабриста. Проезжал по "борщаговским краям" и Тарас Григорьевич Шевченко.

Богатым городком была Борщаговка. Здесь жили очень состоятельные люди. Одним из них был известный в то время миллионер Чернов. Поэтому, когда встал вопрос о воздвижении монумента Кочубею и Искре, проблем со сбором денег не было. Каждый из жителей считал своим долгом пожертвовать средства на благое дело.

Открытие памятника состоялось в 1911 году. Это был огромный праздник для всех, независимо от национальности и вероисповедания. Издалека съезжалась сюда и знать -- фаэтонов было не счесть. Известная графиня Броницкая доставила сюда даже роту солдат. Очень помогли в сооружении памятника поляки. В костеле потом, говорят, накрыли стол. По улице ходили люди с подносами, куда каждый проходящий бросал деньги и считал это пожертвование особо почетным -- во славу державы.

В истории обычного, на первый взгляд, села Борщаговки, как в капле воды, отражалась история страны. Немало горьких воспоминаний здесь оставила гражданская война. Со слов старожилов, хозяйничала в этих краях банда Соколова. Лихой был атаман, любивший блеснуть своей щедростью. Деньгами буквально разбрасывался направо и налево. А с другой стороны, жестокий был невероятно и легок на расправу. Собрал со всего местечка евреев и погнал их в сторону Белой Церкви. По дороге почти всех уничтожил.

В пору коллективизации 66 человек борщаговцев получили наделы, а в 1930 году был создан колхоз имени Горького. Практически все бедняцкие хозяйства вошли в него. Колхоз, к слову, был очень хорошим, богатым. После войны, когда подсчитывали убытки, то оказалось, что борщаговскому хозяйству был нанесен ущерб на миллион рублей.

Конечно, не обошел стороной село и голодомор. Даже ветераны, пережившие адские фронтовые будни, не могут и сегодня без слез вспоминать время, когда голод, словно чума, косил все вокруг.

Великая Отечественная война. В тот день в борщаговской школе, которой накануне был присвоен статус средней, проходил выпускной бал. Едва он закончился, как по радио передали обращение Молотова к народу. А уже 20 июля со стороны Сквиры появились немецкие танки. Около трех тысяч красноармейцев фашисты захватили здесь в плен. Как рабов затем водили их на работы. Борщаговцы, рискуя жизнью, помогали нашим куском хлеба. Хотя и самим доставалось -- 76 сельчан немцы угнали в Германию. Кстати, Борщаговке была уготовлена фашистами участь Хатыни. Наверное, что-то свыше спасло ее от сожжения...

Немцы отступили из села в новогоднюю -- с 43-го на 44-й -- ночь. Целая колонна двигалась в сторону леса. И тут по ней ударили партизаны. Уничтожили практически полностью. По слухам, в той колонне находился некий Ганс -- сын немецкого генерала. Возможно, это связано с местью, но только вскоре к Борщаговке подошел карательный отряд, который "тащил" за собой огромное количество горючего. По всей видимости, хотели предать непокорное село огню. Не получилось -- в это время в Борщаговку вошли разведчики передовых частей Красной Армии.

НЕ ХВАТАЕТ УЛИЦЫ МАЗЕПЫ

Очень много до сих пор спорят по поводу происхождения дырок -- диаметром в 10 мм каждая -- на монументе Кочубея и Искры. Большинство считают их пулевыми отметинами времен войны. Хотя, на мой взгляд, вряд ли. Расположение отверстий мало напоминает последствия автоматной или пулеметной очереди.

И еще одна особенность Борщаговки... Много ли в Украине найдется городов и сел, где бы центральные улицы с давних времен носили не имена Ленина, Маркса или Энгельса, а национальных героев? Пожалуй, если найдутся, то единицы. А вот в Борщаговке испокон веку на домах центральной "стрит" красуются указатели "ул. Кочубея и Искры". Не менялись они ни в советское время, ни в годы перестройки.

-- На мой взгляд, все же не хватает в селе улицы Мазепы, -- делится своим мнением Михаил Рыбак. -- Как бы там ни было, а этот человек -- часть нашей истории, которую мы обязаны знать. Тем более, что Мазепа -- великая личность, талантливый человек. Он писал стихи, великолепно пел, в бою был рубакой из первых. А главное -- талантливый политик. Вряд ли кто-то в Российской империи разбирался лучше него в польских вопросах. Да и Матрена никогда бы не полюбила человека пенсионного, по нынешним меркам, возраста, будь он посредственностью.

Был ли Мазепа предателем -- на этот счет до сих пор ведутся споры. Хотя большинство все же склоняются к тому, что иудой он не был. Скорее, исторической личностью, которой следует гордиться. Такая двойственность в отношении к Мазепе, кстати, наблюдалась очень давно. В качестве примера Михаил Рыбак приводит случай столетней давности...

Как помним из истории, с "подачи" Петра I Мазепа был предан анафеме. В начале минувшего столетия царь Николай II приезжал в Киев, где посетил одну из церквей -- человеком он был набожным. Зашел и в ризницу. А там, к большому удивлению государя, висел портрет Мазепы. "Вы что же, его возвеличиваете?" -- спросил царь батюшку. "А как же! Каждый раз за службой", -- признался тот. "И за постом?" -- продолжал расспрашивать Николай II. "Да нет, за постом проклинаем", -- ответил священник. Император -- мудрый человек -- только усмехнулся.

-- Коль уж мы углубились в тему истории, хочется высказаться о наболевшем, -- продолжает Михаил Рыбак. -- На мой взгляд, сегодня эту науку подчас превращают в сухие тесты, перечень дат. История должна прежде всего играть воспитательную роль. А как могут воспитывать голые цифры? Возьмем период Великой Отечественной войны. Запомнить ту или иную дату -- дело не хитрое. Гораздо важнее акцентировать внимание на человеке -- что чувствовал боец в окопе, как он тянул свою нелегкую солдатскую лямку. Я, например, не верю, что должность армейского кашевара была такая уж безопасная. Хотя о фронтовых поварах написано очень мало, если не сказать -- ничего. А ведь он тоже находился под огнем. Нередко бывало, что враг посылал самолеты специально для того, чтобы уничтожить полковую кухню. Ведь лишить солдата питания -- значит, сделать его небоеспособным.

К вечеру, когда мы уезжали из Борщаговки, весть о том, что украденные со знаменитого памятника металлические рельефы найдены, облетела все село. К нам подходили люди, благодарили за доброе известие. Поскольку от благодарности "за столом" мы отказались -- очень спешили, -- то с нас взяли слово, что наведаемся опять, когда похищенные ценности займут свое место на обелиске.

P.S. Когда материал был готов к публикации, стало известно, что сотрудники милиции уже доставили в Борщаговку ее святыни -- фрагменты обелиска Кочубею и Искре.