1998  1999  2000  2001  2002  2003  2004  2005  2006 

Выпуск газеты Сегодня №169 (1514) за 31.07.2003

НУЖНЫ ЛИ РЕБЕНКУ КАРМАННЫЕ ДЕНЬГИ?

"Конечно же, нет!" -- возмутилась соседка, услышав тему моей будущей статьи. "Не нужны ему деньги, во-первых, потому что не на что их тратить -- все же покупают родители, -- мотивировала она свой выпад. -- Во-вторых, если к нему в руки попадает какая-то сумма, он "спускает" ее на всякую ерунду. В-третьих, вообще не следует слишком рано приучать детей к деньгам, не дай Бог, вырастут корыстными. И в-четвертых, ребенку носить с собой деньги опасно -- только хулиганов провоцировать".

"Не согласен, -- вступил в спор другой сосед, услышавший наш разговор на лестничной площадке. -- Дети должны уметь правильно относиться к деньгам и правильно их тратить. А ведь это не так просто! Именно в детстве нужно учиться распоряжаться деньгами, потому что родители могут помочь ребенку советами и подстраховать в случае ошибки. А во взрослой жизни кто подскажет?"

Как правило, деньги у наших детей все-таки бывают. И родственники дарят на день рождения, чтобы "сам себе что-нибудь купил", и другие источники доходов бывают, например, соседу помог, а тот отблагодарил. Давать ли детям деньги, и если давать -- то как и сколько? Этот вопрос неизменно вызывает бурные дискуссии. Истина, как обычно, где-то посередине. С того момента, как ребенок хочет иметь свои деньги, -- они должны у него быть.

"А ТЫ ЗНАЕШЬ, СКОЛЬКО ЭТО СТОИТ?"

-- Вводите малыша в мир денег постепенно, -- советует семейный психолог Анжела Мисина. -- Не предъявляйте к нему непосильных требований, не переусердствуйте во фразах типа: "А ты знаешь, сколько это стоит?" Придет время -- узнает. Немаловажно, чтобы родители сами правильно распоряжались деньгами, ведь дети их копируют. У одних моих знакомых двое детей-близнецов 11 лет -- мальчик и девочка. Обоим детям родители дают одинаковую сумму на карманные расходы, но распоряжаются они ею совершенно по-разному. Сын прячет свою долю в потайное местечко, где лежат еще запасы с прошлых поступлений, и расходует этот "капитал" весьма экономно. Дочка же сразу бросается что-нибудь покупать и не успокаивается, пока все деньги "не вылетят в трубу", после чего бежит попросить в долг у брата. Кстати, у их родителей манера тратить деньги столь же полярна: мама в семье считается "транжирой", а папа -- "прижимистым".

А что делать, если ребенок все деньги истратил сразу? Есть один радикальный метод: не делать ничего. То есть не выдавать ему новой суммы раньше условленного срока, даже если ему будет не на что купить ручку для занятий и порвутся последние шнурки. Пусть "стреляет" ручки у одноклассников и зашнуровывает ботинки чем попало... Стыдно? Да, но возможно, этот опыт убережет его от еще большего стыда -- хронического безденежья во взрослой жизни. И все же не стоит злоупотреблять такими методами. Иначе дети будут видеть в родителях бесчувственных роботов, хладнокровно воспитывающих их посредством кнута и пряника, неспособных к малейшему снисхождению.

ДЕНЕГ ДОЛЖНО БЫТЬ МЕНЬШЕ, ЧЕМ ХОЧЕТСЯ

Есть мнение, что надо оплачивать детям хорошие отметки и работу по дому. На первый взгляд эта идея кажется заманчивой, так как выплаты стимулируют ребенка лучше учиться и быть хозяйственнее. Но здесь есть серьезный подводный камень. Задача родителей -- выработать интерес сына или дочки к учебе как к таковой, а не подменять его интересом к деньгам. К тому же качество "двенадцати" бывает разным -- оценка все же вещь субъективная. Узнать, что ребенок выпрашивает хорошую отметку, родителям было бы неприятно.

-- С домашним хозяйством и самообслуживанием приблизительно та же картина, -- продолжает психолог Анжела Мисина. -- Лучше объяснить ребенку, что люди, живущие вместе, должны думать друг о друге. Ведь взрослому никто не будет оплачивать чистку зубов и мытье посуды в своем доме.

Все это не значит, что вообще никак не надо отмечать успехи сына или дочери в учебе и других делах. Наоборот, подарок на окончание учебного года будет очень кстати -- как признание заслуг и трудов чада. Сумма должна быть фиксированной в определенный промежуток времени -- мы ведь готовим человека к тому, что он должен научиться самостоятельно принимать решения, распоряжаться ограниченными ресурсами.

Денег должно быть меньше, чем хочется, но больше, чем жизненно необходимо. Ведь и у взрослых их редко бывает достаточно. Средств должно быть столько, чтобы человек научился принимать самостоятельные решения -- купить конфету или жвачку, наклейку или сувенир маме, сходить в кино или приобрести книгу, поесть мороженого или купить подарок другу. Последовательность не менее важна. Недопустимо сначала дать ребенку деньги, а потом под благовидным предлогом забрать. Или осуждать за то, как он ими распорядился. Раз потратил -- значит, так считал нужным. Ребенок, как и взрослый, имеет право на ошибку. Ругая и наказывая за просчеты, вы растите неудачника.

И еще. Если ребенок имеет собственный заработок, то заранее оговорите, какую часть денег он будет отдавать в общий котел. Пусть эта сумма будет небольшой, чисто символической, но она имеет огромное воспитательное значение.