1998  1999  2000  2001  2002  2003  2004  2005  2006 

Выпуск газеты Сегодня №169 (1514) за 31.07.2003

ИГОРЬ РЕЗНИК: "СЕМИЛЕТНЯЯ БОРЬБА ЗА ЖИЛИЩНЫЙ КОДЕКС ДОЛЖНА УВЕНЧАТЬСЯ ЕГО СКОРЫМ ПРИНЯТИЕМ"

Долгие годы в Украине некому было управлять жилищно-коммунальным хозяйством. Лишь два года назад был образован государственный комитет, занявшийся курированием этой отрасли. А совсем недавно в Верховной Раде появился еще и подкомитет, который будет законодательно решать жилищно-коммунальные вопросы. Его председатель, народный депутат, член группы "Демократические инициативы" Игорь Резник считает, что вокруг Жилищного Кодекса сегодня ведется много политических спекуляций, но в то же время, он находит поддержку со стороны все большего числа народных депутатов.

-- Парламентарии уже получили на руки новый проект Жилищного Кодекса. Как вы считаете, как скоро он будет принят и способен ли он решить накопившиеся жилищные проблемы?

-- У меня есть предпосылки утверждать, что этот документ, который Верховная Рада не может утвердить седьмой год подряд, может быть принят уже на следующей сессии. Трудность его прохождения заключается в том, что левая часть депутатского корпуса пытается сохранить систему управления жилищно-коммунальным хозяйством на уровне государства. Правые и центристы выступают за то, чтобы передать часть управленческих полномочий коммерческим структурам, пересмотреть взаимоотношения между арендатором и арендодателем, собственником жилья и квартиросъемщиком. Сразу оговорюсь, что новый Жилищный Кодекс не является панацеей от всех бед и не решает все проблемы в одночасье. Но его появление вызвано объективными причинами. До сих пор у нас действует Жилищный Кодекс, который был принят еще в советские времена. Он давно устарел, поскольку писался еще под ту систему, когда безраздельно властвовала социалистическая форма собственности и абсолютно исключались любые рыночные взаимоотношения. Сегодня наступила пора навести порядок и в этой отрасли. Кстати, как компромисс с левыми, (и я считаю, что это правильно сделано), мы предлагаем закрепить в Кодексе контроль государства за тарифной политикой.

-- Будет ли прописано в новом Жилищном Кодексе положение о том, что за неуплату коммунальных услуг жилищники будут иметь право выселять жильцов с их квартир?

-- Жилищный Кодекс прописывает такую норму, что если длительное время человек не платит за квартплату и потребляемые услуги, то он может быть выселен со своей квартиры. Устанавливается даже нормативный срок 6 месяцев. Вокруг этого сейчас разгорятся споры. С одной стороны, если человек реально обеспечен, пользуется коммунальными услугами и не оплачивает их стоимость, он должен покинуть занимаемое жилье. Но с другой стороны, почему люди, которые не получают нормативное тепло и воду, видят вокруг своего дома груды мусора, ездят в неисправных лифтах должны платить за то, чего нет? Многие жилищники давно мечтают о том, чтобы получить право выселять из квартир злостных неплательщиков. Но перед этим они должны пересмотреть свою ответственность за предоставление жильцам некачественных услуг. Если, к примеру, по всем нормативам стояк подачи тепла должен прогреваться до 95 градусов, а мне не обеспечивают этот температурный режим, то интересно, за что с меня требуют деньги?

-- Поскольку сегодня в Украине 82% приватизированного жилья, то есть оно практически выведено с государственной собственности, то многие чиновники утверждают, что и в госбюджете не стоит закладывать деньги на его содержание в надлежащем состоянии. Мол, теперь это головная боль самих граждан. Вы согласны с такой постановкой вопроса?

-- Это ошибочное мнение. Берем простой пример. В моей родной Одессе 54% жилья построено из ракушечника еще до 1917 года. Новостроек насчитывается лишь 4% от всего жилищного фонда. Большинство жилья находится в ветхом или аварийном состоянии. И такая же ситуация наблюдается по всей Украине. Что же получается, что мы хотим передать людям полуразрушенные дома, обозначить их собственниками и обязать их взять на свое содержание эти дома? Если бы государство передавало собственникам новые дома или капитально отремонтированные, где долгие годы не нужно было бы делать кровли, где были бы оштукатурены лестничные клетки, где была бы решена система подачи горячей и холодной воды, где внешние сети были бы в нормальном состоянии, не было бы проблем. Наших средств за оплату жилищно-коммунальных услуг вполне хватило бы, чтобы нанять дворника, провести текущий ремонт, благоустроить прилегающую территорию. В свое время был принят закон "Об объединении собственников многоквартирных жилых домов". Он должен был подстегнуть жильцов к тому, чтобы весь ресурс квартирной оплаты они использовали на ремонт и обустройство дома по собственному усмотрению. Но этот закон почти не заработал. В частности, новшество поддержали лишь в 240 из семи тысяч домов Днепропетровска, в 150 домах Одессы и т.д. Причина проста: у жильцов просто нет средств, чтобы в полном объеме содержать свои полуразвалившиеся дома.

-- Если государство сейчас хочет свалить со своих плеч заботу о финансировании жилищно-коммунальной сферы, а жильцы не в силах оплатить сами ремонт водопровода или починку парадного, откуда привлекать деньги на нужды дома? И может ли государство хотя бы проконтролировать, чтобы рост цен на жилищно-коммунальные услуги имел хоть какое-то обоснование?

-- Когда решался вопрос о приватизации жильцами их квартир, местные органы приняли решение, что все нежилые помещения останутся в их собственности. При горсоветах существуют управления коммунальной собственности, которые по собственному усмотрению распоряжаются этими площадями. А если бы передать нежилые помещение под аренду магазинов или организовать на их месте бар или казино, а вырученные деньги использовать на содержание дома, это было бы серьезным подспорьем для жильцов. То, что собственнику жилья диктуют сегодня ценовую политику также остается неразрешимой проблемой. В течение года могут три-четыре раза поднимать цены на энергоресурсы. В связи с тем, что происходит их подорожание, город вынужден поднимать тарифы на воду, тепло, свет и газ. С одной стороны, мы живем в рыночных условиях и диктовать поставщику, почем продавать ему свой товар, не совсем логично. Но с другой стороны, должен быть установлен какой-то разумный паритет цен и наш подкомитет, в частности, собирается заняться отслеживанием этих процессов.