1998  1999  2000  2001  2002  2003  2004  2005  2006 

Выпуск газеты Сегодня №170 (1515) за 01.08.2003

ПОЧЕМУ ТАКСИСТОВ БЬЮТ, А ОНИ МОЛЧАТ

В ту злосчастную ночь таксист Юрий, в ожидании заказов, не спеша следовал по пр. Победы. Днем ему пришлось изрядно понервничать -- вез в роддом роженицу. За 14 минут в час "пик" доехал с Заслонова на Героев Сталинграда! Вдруг диспетчер по рации сообщила о заказе на ул. Гречко...

-- Из подъезда вышел парень лет 25--27 восточной наружности, -- вспоминает Юра. -- Сел впереди, достал сигарету. А я из-за роженицы три пачки выкурил -- голова раскалывалась. Говорю: "Дружище, потерпи". Тот вдруг взорвался, мол, кто ты такой, чтобы мне запрещать! Тогда я сказал, что надо было "курящую" машину заказывать -- есть у нас такие. Ведь не каждый водитель выносит запах дыма, да и кто знает, может, пассажир курит травку, которая сознание туманит. Короче, парень затребовал, чтобы я отвез его к другому такси. Через пару минут, когда я поворачивал с ул. Гречко на пр. Радянской Украины, пацан, не сказав ни слова, врезал мне кастетом по голове. Я -- по тормозам, а он -- бить по чем попало. Затем так же внезапно выскочил из машины. Хотел было за ним, но зацепился за рацию. Да еще искры в глазах летали и кровь лицо заливала. Еле добрался до ближайшего ТУМа.

Написав заявление, Юра отправился домой, откуда его увезла "скорая". Наложили пять швов, девять дней провалялся в постели (за свой счет), до сих пор, спустя почти месяц, голова болит. Хулигана пока не нашли, хотя, как утверждает таксист, сделать это, зная адреса пунктов вызова и доставки клиента, номер телефона, с которого сделан заказ, не сложно. Впрочем, проблема, с которой Юрий пришел в редакцию, касается не его одного. Дескать, таксисты -- народ незащищенный: ни физически, ни социально. В случае болезни или производственной травмы, хозяева "лошадей" не спешат оплатить больничный или хотя бы выдать одноразовую материальную помощь "наезднику".

-- Получается, что служба такси и таксист -- две разные вещи, -- сетует Юрий. -- Диспетчерская нам просто передает заказы, за которые отдаем предприятию проценты. На этом наше "сотрудничество" заканчивается. Пускай тебя десять раз "убьют", их это не касается. Однако народ держится за работу. У меня, к примеру, выходит чистыми 400 долларов в месяц. (Юра работает в одной из самых престижных киевских служб такси. -- Авт.). Но как тяжело они даются! Попробуйте каждый день прокатывать по жаре 500 км, оставаясь при этом человеком. А что взамен?

В двадцатых числах июня коллега Юры тоже ночью подобрал нескольких мужиков, голосующих у обочины. Направились в Бровары. Только проехали КП, попросили остановить по нужде. Вдруг сзади прозвучали щелчок затвора и голос: "Ну, что -- валить тебя будем?" Водитель сказал, что в бардачке лежит барсетка с 400 грн. Парню повезло -- деньги взяли, а ключи и документы забросили в кусты. Сами же сели в подъехавшую девятку, номер которой пребывающий в шоке таксист не запомнил. Документы нашел сразу, а ключи -- через четыре часа, когда рассвело. В милицию не заявлял. Решил -- нет смысла...

-- Мало кто из таксистов верит в силу официального правосудия, -- делится Юрий. -- К одному возле ночного клуба на Бессарабке сели три юнца. Когда открыли бутылки с пивом, попросил выпить на улице, согласившись бесплатно подождать (обычно за простой 1 мин. берут 40 коп. -- Авт.). В ответ получил в глаз. Успел по рации назвать адрес и крикнуть: "Сотка!" -- это сигнал опасности. Диспетчер передает водителям: кто рядом -- "летит", бросая все. Так вот, наши примчались и "помотузили" пацанов. Мимо как раз проезжал "Титан" -- всех забрали в райотдел. Один из тех троих оказался сыном какого-то крутого. У таксиста даже заявление не приняли и "скорую" не вызвали, хотя глаз сильно кровоточил.

К слову, как таковой статистики преступлений против таксистов в столице нет. Об этом сообщили в пресс-службе ГУ МВД Украины в Киеве. И нельзя сказать, каков процент раскрываемости этих преступлений. Но, по утверждению Юрия, случаев безнаказанных нападений на водителей такси -- масса.

По словам моего гостя, за границей водитель отгорожен от пассажиров стеклянной перегородкой. Если те не заплатят, блокирует двери и везет в ближайший участок. Было бы неплохо создать что-то вроде центральной диспетчерской такси с электронной картой города, на которой бы фиксировалось местонахождение машин, оснащенных специальными датчиками. В случае опасности таксисту достаточно было бы нажать на кнопку, чтобы в течение трех минут прибыла милиция. (где-то я это уже слышала. -- Авт.) Что же касается соцобеспечения, то здесь не обойтись без профсоюза. Членские взносы покрыли бы расходы на залечивание ран, например. Но такого профсоюза нет. Мол, существующие ассоциации перевозчиков призваны защищать интересы предпринимателей, а не водителей.

"Такой профсоюз есть!" -- утверждает Анатолий Туранский, директор "Автозак", который является инициатором создания совместного профсоюза таксистов Киева и области. По его словам, уже более двух лет в стране работает всеукраинский профсоюз таксистов. Есть и сугубо киевский профсоюз, но о нем таксисты почему-то плохо осведомлены. Что касается будущего совместного профсоюза, то в первой половине августа должно пройти заседание, на котором изберут председателей. И что дальше? Наводить порядок в законодательной сфере, регулирующей отношения "пассажир--таксист", повышать культуру обслуживания и т.д. Все это -- хорошо, но таксистам нужен крепкий "тыл", чтобы можно было говорить о какой-то культуре.

-- К сожалению, не все таксисты готовы платить хотя бы по 10 грн. в месяц, чтобы профсоюз обеспечил им те же больничные, -- говорит Анатолий Владимирович. Поэтому для начала нужно гарантировать им заработок, скажем, убрать "грачей" с улиц. По моим подсчетам, в Киеве -- 15 тысяч такси: легальных и нелегальных. Сказать точно, сколько из них работают законно, нельзя. Их выявлением и регистрацией сейчас занимается управление транспорта. Что касается защиты от нападений, то заграничный пример -- такси с перегородками -- хорош, но для этого нужно наладить выпуск спецавтомобилей. Я придумал несколько элементарных способов самозащиты таксиста, который обезопасит его на 85%. Каких? Пока секрет. Идею предложу, когда городские власти найдут с таксистами общий язык...