1998  1999  2000  2001  2002  2003  2004  2005  2006 

Выпуск газеты Сегодня №171 (1516) за 02.08.2003

ПОКУПАЯ ВОДКУ, ВОСПОЛЬЗУЙСЯ ЗАЖИГАЛКОЙ

Мы вместе с нею в горе и радости, и только смерть разлучит нас. Вы думаете, это -- о жене? Ошибаетесь, о водке. Еще Владимир Великий говорил, что питие для нас -- веселие; впрочем, он не сталкивался с "паленым" алкоголем, из-за которого каждый год тысячи наших сограждан преждевременно "разлучаются" с жизнью. О новых мерах защиты спиртного от подделки и способах определения его качества рассказывает заместитель министра финансов Сергей Мацакария.

-- Во времена СССР до 10% бюджета страны формировалось за счет поступлений от продажи алкогольных напитков. Каков показатель соответствующих "вливаний" в казну Украины?

-- К сожалению, у меня сейчас нет точных данных по всем налогам и сборам алкогольной группы товаров. Однако, что касается поступлений от акцизного сбора на алкоголь, по итогам прошлого года они составили примерно 2,4% общего объема доходов государственного бюджета. Такой же процент сохранился в первом полугодии 2003-го. То, что алкогольные напитки в нашей стране остаются популярными, для казны неплохо. А вот хорошо ли это для общества в целом -- вопрос философский.

-- Сегодня в стоимости "поллитровки" больше половины составляют налоги и акцизы государства на спирт и водку. С июля некоторые акцизы снова выросли. Не провоцирует ли тем самым держава развитие теневого рынка спиртного, чья доля, по разным оценкам, и так составляет 40--50%?

-- Во-первых, вы правильно употребили эпитет "разные" оценки. Здесь ясно лишь одно: "теневая сторона" экономики пока еще довольно значительна, но правительство предпринимает серьезные меры по ее минимизации. Этим непосредственно занимается Госдепартамент финансового мониторинга, налоговая милиция, другие силовые ведомства, да и и субъекты финансового мониторинга. Касаемо увеличения ставок акцизного сбора, хочу отметить, что с июля они повысились лишь на винную продукцию, ликеро-водочную эти изменения не затронули.

Во-вторых, сегодня некоторые производители алкоголя заявляют о налоговом давлении государства, которое якобы вынуждает их уходить в "тень". Это не более чем популизм, основанный на естественном желании как можно меньше платить налогов. Правительство, впервые за всю историю страны, проводит реальную налоговую реформу. Например, благодаря введению со следующего года единого 13% налога на доходы граждан, ожидается существенное увеличение реальных доходов населения, а значит, и его покупательной способности. А это важнейший фактор роста объемов реализации продукции и, соответственно, увеличения доходности предприятий. Так неужели дальновидный производитель будет недоволен политикой государства? Тем паче, налогоплательщики должны понимать, что государство не может значительно снижать ключевые налоги, не сбалансировав это некоторым повышением ставок налогов и сборов на продукты, которые являются далеко не самыми жизненно важными для населения.

Вы знаете, у нас вообще уникальный, в сравнении с западным, менталитет: получать прибыль и вести рентабельный бизнес не за счет увеличения клиентской базы, присутствия на рынке и объемов производства и реализации продукции, а за счет огромного и быстрого барыша. Сделал накрутку побольше -- и счастье в кармане. С такими методами мы никогда не выйдем на уровень цивилизованного ведения бизнеса.

-- За первое полугодие 2003-го производство водки сократилось на 4%, при этом нет оснований считать, что потребление уменьшилось: значит, активизировались теневики? Что может противопоставить государство нелегалам?

-- Государство ведет цивилизованную, но жесткую борьбу с теневиками. В этом направлении четко работает налоговая милиция и другие спецслужбы. Кроме силовых фискальных методов, есть и прочие, не менее эффективные. Один из таких методов разработан и внедряется в жизнь Министерством финансов. С 1 июля сего года, в соответствии с поручениями Президента и правительства, введены в действие акцизные марки нового образца на алкогольные напитки. Еще, конечно, рано подводить какие-либо итоги, но первые позитивные результаты есть. Заказы на закупку новых акцизных марок со стороны производителей алкоголя увеличились в 2 раза. Так как роста производства не наблюдалось, ясно, что производители выводят свою деятельность из "тени". Это уже отрадный факт, но мы не испытываем особой эйфории. Более того, мы намерены до конца года запустить в действие специализированную информационно-поисковую систему. Функционирование этой системы позволит нам, имея данные по каждой реализованной полиграфическим комбинатом "Украина" акцизной марке, сопоставить этот показатель с количеством наклеенных на продукцию марок и выяснить, сколько, где и кем были использованы "неучтенные", а значит -- поддельные марки.

-- Минфин еще в 2002-м ратовал за введение для алкогольной и табачной продукции акцизной марки, защищенной голограммой, и вот она введена. Насколько подорожала сама марка для производителей и есть ли гарантии, что наши умельцы не научатся "клепать" высококачественные подделки оной?

-- Стоимость акцизной марки нового образца на алкогольную продукцию повысилась лишь на 1,1 копейки, а на табачные изделия -- на 1,3 коп. Это, кстати, контраргумент в адрес лжезащитников интересов алкогольных и табачных компаний, которые говорят, что введение таких акцизных марок приведет к удорожанию спиртного и сигарет. Что касается возможных подделок: разумеется, ничего идеального нет, но в марке нового образца сочетаются сразу 20 защитных элементов. Даже если кто-то попытается ее сфальсифицировать, сделать это будет чрезвычайно сложно технологически и финансово, потому как необходимое оборудование стоит во много раз дороже, чем выгода от самой подделки. Так какой же смысл нести огромные затраты и рисковать стать преступником ради того, что выеденного яйца не стоит.

-- И все же, на что надо обращать внимание при покупке горячительных напитков, чтобы не нарваться на подделку, как отличить подлинную акцизную марку от фальшивой?

-- Предлагаю простую инструкцию для покупателей. Чтобы проверить подлинность акцизной марки, достаточно убедиться в наличии на ней голограммы, водяных знаков в виде двух полуколец и нагреть ее зажигалкой либо простым трением о ткань или бумагу, вследствие чего изменится ее цвет. Последнее объясняется наличием такого элемента защиты марки, как термокраска. Кроме того, если марку снять, то на обороте ее номер должен быть напечатан красным цветом, а не черным, как на лицевой стороне. Этим нехитрым способом можно гарантированно убедиться в подлинности самой водки.

Так что, разработав акцизные марки нового образца, мы решаем не только финансовую проблему, связанную с увеличением доходов бюджета, но и помогаем сохранить здоровье наших граждан. Ведь только за прошлый год от употребления некачественного спиртного в Украине умерло более 10 000 человек. И если наши усилия помогут спасти хотя бы несколько жизней, будем считать, что они увенчались успехом.