1998  1999  2000  2001  2002  2003  2004  2005  2006 

Выпуск газеты Сегодня №173 (1518) за 05.08.2003

ЭКСПЕРТЫ ПОЛАГАЮТ:

По мнению авторов книги "Избирательное законодательство: украинская практика, международный опыт и пути реформирования", украинское избирательное законодательство лучше законодательства многих стран Запада, хотя в некоторых вопросах все же не соответствует международным стандартам.

Создание книги инициировали Комитет избирателей Украины, лаборатория законодательных инициатив и школа политической аналитики. Она была представлена вчера на заседании "круглого стола" в Киеве. Один из ее авторов Евгений Радченко утверждает, что существует три вида международных стандартов: документы международных организаций -- ООН и ее подразделений, европейский уровень -- документы ОБСЕ и Совета министров Европы, субрегиональный уровень -- документы СНГ. Радченко, анализируя несоответствие украинского избирательного законодательства международным нормам, делает акцент на том, что именно в вопросах участия общественных организаций в выборах, а также в финансировании избирательных кампаний мы не дотягиваем до европейских стандартов.

Впрочем, по мнению участников "круглого стола", эти вопросы решаемы. Они предложили несколько путей избежания таких несоответствий. По словам главы комитета Верховной Рады по вопросам госстроительства и местного самоуправления Анатолия Матвиенко, готовя законы о выборах президента Украины, депутатов парламента и местных органов власти, "необходимо делать акцент на самой процедуре и пробовать ее прописать". Кроме того, по словам Радченко, решить проблемы, которые возникают на избирательных пунктах, можно повышением требований к профессиональному уровню членов избиркомов, в то же время сужением полномочий комиссий. "Мы фактически превращаем избирательные комиссии в суды. Так не должно быть", -- отметил он. Участники "круглого стола" констатировали также тот факт, что в нашем законодательстве пока еще не определены ясно понятия "агитация", "политическая реклама", какое сообщение является агитационным, а какое информационным, не обоснованы сроки проведения избирательных кампаний.

"Учитывая территорию Украины, численность ее населения, мы пришли к выводу, что оптимальный срок проведения всеукраинской избирательной кампании -- 120--140 дней", -- считает первый зампредседателя КИУ.

По утверждениям аналитиков, международные нормы не всегда следует применять в нашей практике, поскольку она имеет свои особенности. Главное, полагают эксперты, наши избирательные законы должны быть простыми, функциональным и такими, чтобы результаты волеизъявления граждан не вызывали ни у кого сомнений. Хотя сделать это очень непросто. Вспомним выборы в Штатах...