1998  1999  2000  2001  2002  2003  2004  2005  2006 

Выпуск газеты Сегодня №175 (1520) за 07.08.2003

"НА ИДЕЕ ТЕМНИКОВ НЕКОТОРЫЕ НАРАБАТЫВАЮТ СЕБЕ ПОЛИТИЧЕСКИЙ КАПИТАЛ"

Любой публичный политик заинтересован в росте своей популярности. В еще большей мере это касается парламента -- месте, где сходятся все основные политические силы государства. "Агитацией и пропагандой" украинского законодательного органа занимается специальная структура -- Информационное управление Верховной Рады. В сегодняшнем интервью первый заместитель руководителя управления Сергей Горячев приоткрывает завесу парламентской информационной "кухни".

-- Сергей Анатолиевич, чем занимается ваше управление?

-- Прежде всего, это сотрудничество и помощь СМИ в освещении деятельности украинского парламента: аккредитация при Верховной Раде средств массовой информации, мониторинг всего информационного поля, касающегося освещения деятельности ВР, анализ и планирование этого поля, в смысле его развития.
Кроме этого, мы занимаемся развитием информационно-библиотечного ресурса парламента. И в управление входит подразделение, которое занимается освещением деятельности Верховной Рады

Хочу отметить, что сам парламент – это, по большому счету, аккумулятор 450 точек зрения. Иногда эти точки зрения могут консолидироваться и быть созвучными. Однако, в любом случае – это широкий спектр мнений, взглядов и точек зрения. Провести мониторинг с учетом этой многополюсности, обработать все, что называется информационным полем парламента - задача достаточно сложная. Поэтому отдел управления, отвечающий за выполнение этой задачи, работает как оперативная мониторинговая служба, в "горячем" режиме.

-- Сколько СМИ аккредитовано при ВР?

-- На каждой сессии по-разному, в среднем, от 800 до 1200. Это сложный процесс, лежащий на наших плечах и больше напоминающий рутинную регистрационную работу. Для СМИ же достаточно представить заявку стандартной формы плюс копия свидетельства о регистрации. От интернет-изданий мы копию свидетельства не требуем – законодательно этот вопрос еще не решен и вы, я думаю, об этом знаете.

-- А если аккредитацию просит СМИ, не имеющее отношения к политике?

-- С представителями СМИ, о которых мы ничего не слышали и с которыми не знакомы, стараемся провести встречу. Например, в начале прошедшей сессии к нам обратился с просьбой об аккредитации журнал "Бумага и жизнь". Мы предложили редактору журнала рассказать, как издание освещает и планирует освещать деятельность ВР. Оказалось, что они систематически публикуют статьи о законодательной поддержке полиграфической отрасли, производства бумаги и проч. И делают это, кстати, достаточно профессионально.

-- Вы лишаете аккредитации?

-- Прецедентов таких не было. Наша функция - учетная, а не запретная. Единственное ограничение, на которое мы идем - временная аккредитация. Есть издания, которые иногда вразумительно не могут пояснить, что они сделали за несколько лет, имея парламентскую аккредитацию, и в публикациях которых слова "Верховная Рада", "парламент" отсутствуют напрочь. Но и с такими СМИ мы идем на компромисс - даем временную аккредитацию на несколько месяцев. Мол, покажите себя.

Мы заостряем внимание, чтобы все СМИ стремились к объективному освещению деятельности парламента. Вырвать из контекста, перекрутить факт очень просто: 450 депутатских мнений и 800 трактовок этих мнений через СМИ. Как показал анализ масс-медиа, только около 100 СМИ постоянно освещают деятельность ВР. И дают не только то, что сказано с трибуны, но и аналитику, и общую оценку деятельности парламента, что для нас очень важно. В их числе и ваша газета.

-- Вы соприкасаетесь в работе с политиками?

-- Как таковое информационное управление не работает с отдельными политиками. Мы освещаем работу всего парламента как законодательного органа в деполитизированной плоскости. Каждый депутат - это политик, но каждый сотрудник Аппарата - это всего лишь госчиновник, который политикой заниматься не должен.

-- В СМИ больше негативных публикаций о ВР или позитивных?

-- Строгую грань провести нельзя. Это динамичный и вероятностный процесс. Например, последние дебаты, связанные с конституционной реформой. Нельзя сказать, что процессы, происходящие в стенах парламента, во многих СМИ трактовались негативно. Как это оценивать с точки зрения имиджа парламента?- это задача не только нашего управления. Достаточно сложно сформулировать критерии. Каждая публикация требует определенной экспертной оценки. Однако, отвечая на ваш вопрос, замечу, что оценки за последний год носят более позитивный характер, а их количество возросло.

-- А поддержка сайта Верховной Рады -- ваша задача?

-- Мы поддерживаем информационное наполнение части сайта. Это анонсы и новости. Раздел "Анонсы" введен не так давно и эта информационная услуга в стадии "налаживания". Мы понимаем, что анонсирование мероприятий - один из важнейших моментов для журналистов и экспертов, планирующих свою работу в Верховной Раде.

-- На сайте Рады материалы достаточно оперативные, но вот его внешний вид...

-- Сейчас готовится некоторая модернизация сайта. Верховная Рада - своеобразный "комбинат" по производству новостей. Поэтому наш сайт не может быть похож на персональную страничку одного человека -- это должен быть портал, с мультимедийными приложениями и высокой степенью оперативности. Мы прекрасно понимаем, что текстовой информации для освещения деятельности парламента явно недостаточно. Так что сейчас мы создаем свой собственный банк фото, видео- и аудиоматериалов.

-- Ходят разговоры, что в Раде устаревшие компьютеры и программы...

-- Могу опровергнуть. Насколько мне известно, такое положение дел было года полтора назад. Сейчас компьютерный парк (1800 шт.) постоянно обновляется. У нас используются лицензионные версии Windows 2000, а информационная инфраструктура Верховной Рады – это современная распределенная компьютерная сеть, развернутая в центре Киева и соединяющая более десятка административных зданий.

-- Как вы относитесь к "парламентскому туризму"?

-- Пошучу, туризм предполагает наличие рюкзака... Действительно, эта тема начала активно обсуждаться в конце сессии. Отмечу, что руководство парламента уже частично решило вопрос путем проведения экскурсий. Существует определенный график, часто проходят экскурсии школьников, студентов, встречи с народными депутатами. Однако "туризм" почему-то ограничился одним парламентом. А вот "кабминовского туризма" или "туризма АП", насколько мне известно, пока нет.

Нами также делаются определенные шаги к развитию и, так называемых, виртуальных экскурсий через интернет. Главное -- мы понимаем, что целью всех усилий должен быть позитивный имидж единого законодательного органа страны. В этой связи, важно, чтобы в парламенте работало подразделение, которое бы проводило экскурсии, занималось демонстрацией фильмов о парламенте, презентовало и распространяло компакт-диски, печатную продукцию и проч. о парламентской жизни.

-- Что самое сложное в вашей работе?

-- Не поддаться на политические соблазны, избежать в повседневной работе политизации. Мы не должны отступать назад, уходить вправо или влево, а обязаны быть объективными. Это очень сложно, но нам помогают мозги, опыт, а также советы руководства.

-- А пресловутые темники не возникают в деятельности вашего управления?

-- При нашей специфике они и не могут возникнуть. Так что мы их в глаза не видели. Мы не занимаемся пиаром отдельного лица или какой-то политической силы. Вообще вся эта идея темников приобрела оттенок "антипиара" и на ней некоторые нарабатывают себе общественно-политический капитал.