1998  1999  2000  2001  2002  2003  2004  2005  2006 

Выпуск газеты Сегодня №176 (1521) за 08.08.2003

ПЯТЬ СТИХИЙ ОКСАНЫ КАРАВАНСКОЙ

Смелость решений, четкость линий и... бесконечное озорство -- так можно охарактеризовать стиль одного из самых известных украинских модельеров Оксаны КАРАВАНСКОЙ. Красные рожки к строгому деловому костюму, дефиле на палубе импровизированной пиратской шхуны, дождь из перьев на публику -- это те прелестные шалости, которые, как правило, сопровождают ее показы. Создается впечатление, что ничто и никогда не сможет остановить безудержный полет ее фантазии, а оказалось, что окружающие всю дорогу только этим и занимались.

ПЕРВАЯ СТИХИЯ -- НЕПОКОРНОСТЬ

-- Оксана Караванская как дизайнер "проклюнулась", наверное, еще в детском саду. Тогда я классно рисовала принцесс и "прикид" для них, а все мои "согруппники" стояли в очередь за этими шедеврами. Потом была художественная школа, после которой я дала клятвенное заверение больше не рисовать никогда в жизни. Родители (они у меня математики, папа -- серьезный ученый, профессор, работает в Академии наук) не очень одобряли мои "творческие" порывы, и когда я сообщила, что собираюсь поступать в институт прикладного искусства, это было для них полным обмороком. Начались долгие и нудные уговоры. Закончилось, естественно, тем, что я все-таки настояла на своем. А времена были "совдеповские", и по-честному поступить в вуз было практически невозможно. Я обратилась за помощью, и отец сказал: "Я тебя, конечно, запихну в этот институт -- что с тобой делать, но даже думать забудь, чтобы я когда-нибудь помогал тебе в этой профессии!" Вот я и "прихватилась" доказывать, что чего-то стою сама. Обо мне где-то в 1988 году даже вышла большая статья в "Комсомольской правде".

СТИХИЯ ВТОРАЯ -- НАСТЫРНОСТЬ

-- Что же ты такого сотворила, что вызвала интерес у журналиста всесоюзного издания?

-- Да ничего особенного. Я собрала таких же студентов, как сама, мы делали коллекции и ездили с показами по заводам, институтам -- куда пускали. Назывались мы "Клуб культуры одежды". Причем, мы мыслили уже тогда вполне здраво: привлекли швейные училища, не отказались от помощи взрослых теть и дядь, которые нам организовали магазин "Молодежная мода". Мы разрабатывали модели, делали лекала, швейники "отшивали", а магазин, соответственно, реализовывал. Мы даже должны были получать зарплату по принципу студенческих стройотрядов -- 50% нам, а остальное -- в фонд учебных заведений. У меня набежало около 1000 рублей -- мы же на радостях моделей наделали немеряно. И тут вмешался обком комсомола, решивший взять нас под свое руководство. Когда мы пришли за зарплатой, то услышали: "Есть нюанс юридический, который вы не учли, так что пока у вас не появились большие проблемы, идите, детки, по-добру по-здорову". А когда мы пошли "по-добру, по-здорову" и устроили скандал, нам сказали: "Кому вы теперь нужны? Вы уже наделали столько лекал, что нам на 20 лет вперед шить хватит"... На этом моя первая "коллекционная" история и закончилась.

СТИХИЯ ТРЕТЬЯ -- ЦЕЛЕУСТРЕМЛЕННОСТЬ

-- Так прямо и закончилась -- ты что опустила руки и сдалась ?

-- Нет, конечно. К нам потом приезжала съемочная группа студии "Гарт", в которой тогда работал Владимир Нечипорук. Мы жаловались на обком комсомола -- началась "перестройка", и уже можно было жаловаться на кого хочешь... Потом был "второй поход за славой" -- свою следующую коллекцию я повезла на всесоюзный конкурс студенческих домов моды в Иваново. А, когда я выпускалась из института, решила сделать такой диплом, как хотела -- творческий. Это при условии, что тогда можно было моделировать только "одежду для советской женщины". Преподаватели, когда увидели мои эскизы, были в шоке: "Ты что, издеваешься над нами? И не надейся, мы тебе "два" не поставим. Ты получишь "тройку", уйдешь из института и уже не будешь больше нам "пить кровь"!" И я поняла, что именно эту коллекцию повезу на конкурс в Россию. А вот там все прошло "на ура", и это меня так окрылило, что я тут же сделала следующую коллекцию и отправилась на конкурс в Таллин. Там было все очень серьезно -- из 500 участников в финал вышли только 50, и я была очень горда тем, что вошла в их число. А когда, переполненная счастьем, вернулась домой, меня ожидало... увольнение за прогулы. Я стала оправдываться, что ездила на конкурс, а мне сообщили, что советскому модельеру не подобает ездить соревноваться в буржуазный Таллинн...

ЧЕТВЕРТАЯ СТИХИЯ -- ТАЛАНТ

-- А где проходили твои первые уже "взрослые" показы?

-- Я ездила и в Польшу, и по Львову, но на эти показы народ приходил в основном посмотреть на красивых девушек. Никто не верил, что украинский модельер может предложить что-то конкурентоспособное. У меня тогда был первый во Львове Театр моды, в котором работали 10 шикарных манекенщиц. А потом я поняла, что пора заняться серьезным изучением конструкций -- и начала работать с клиентками "немодельных" пропорций: от дистрофично худенькой до необъятной тети 58-го размера. Я очень им благодарна за то, что они терпели мои издевательства и дали возможность почувствовать женскую фигуру. Зато сейчас я могу идеально "посадить" пиджак хоть на 32-й размер, хоть на 60-й. А потом вызрел тот период, когда пора было в шоу-бизнес влазить, и я сделала первый большой показ в театре им. Заньковецкой во Львове. До этого еще в 1995 году успела съездить на киевский фестиваль, где получила диплом от Пьера Кардена. Было безумно приятно. Тогда, на сцене Дворца Украина, я поняла, что пора бы "развернуть душу" -- и сделала большую коллекцию на 130 единиц "Тени забытых предков" с авангардно-гуцульскими мотивами. Это одна из самых моих любимых коллекций, а отзывы на нее были самые разные -- одни хвалили, а другие возмущались. Потом в Оперном театре я показала коллекция этничных лемков. Следом была тема "украинских русалок" -- модели белого цвета с шикарными декорациями. Еще у меня была тема "Невеста" -- она опускалась на качелях с высоты 8 метров...

А еще было "Пять стихий" -- четыре классические (земля, вода, огонь и ветер), а пятая -- женщина. В первой стихии девушек поднимали на лебедке как бы из-под земли. Во второй -- на публику пошел легкий дождь (все были предупреждены и взяли с собой зонтики). В третьей по сцене очень красиво передвигались "огненные" девушки (световой эффект). А вот с четвертой возникли проблемы. Мы включили на сцене авиационный мотор, каждая модель держала в кулачке перышки, пропеллер стал набирать обороты, и перья полетели в зал. Напоследок две девушки вынесли две огромные корзины и вывалили их содержимое -- в результате все дамы до 18 ряда оказались облепленными перьями. Первые ряды были возмущены до предела, а последние от души веселились. На следующий день вышли статьи с заголовками "Пір'я від Оксани Караванської". Я тогда для себя решила, что это наша "галицька жаба", которая всех давит -- "жаба в пір'ї".

В 1999-м году по приглашению Иры Данилевской я впервые приняла участие в "Сезонах моды". Мы дебютировали вместе с Александром Гапчуком и Александром Моняком. А потом "пошло-поехало" -- каждые пол-года новая коллекция. Этой осенью уже будет восьмой показ на "сезонах". И наконец-то даже Львов признал, что есть такой дизайнер -- Оксана Караванская. В прошлом году после победы на конкурсе "Хрустальный силуэт" меня пригласили на акцию "Галицький лицар", где я стала победителем в номинации "Митець року". А потом были еще показы в России, Америке...

СТИХИЯ ПЯТАЯ -- ЛЮБОВЬ

-- Как семья относится к твоим творческим порывам, бесконечным разъездам?

-- Мой муж Богдан -- по-совместительству директор фирмы и владелец моей торговой марки и кроме того мой любимый мужчина. У нас абсолютно итальянская семья -- ссоримся смертельно и тут же миримся. Сплошные страсти-мордасти, потому что оба холерики страшные. Наш сыночек (ему семь лет) периодически "разнимает" нас: "Замолчите, перестаньте, вы мне уже оба надоели!" и отправляется жаловаться бабушке по телефону. Главное, что мы все очень друг друга любим!