1998  1999  2000  2001  2002  2003  2004  2005  2006 

Выпуск газеты Сегодня №178 (1523) за 11.08.2003

КТО И ЗАЧЕМ УСТРАИВАЛ В КИЕВЕ ПОГРОМЫ

Когда слышу слово "антисемитизм", воображение рисует "фрица", картины Великой Отечественной и пейзажи Бабьего Яра. Но история Киева знает не только печальные события 40-х годов ХХ века. Преследования евреев будоражили стольный град не одно столетие.

ЕВРЕИ В КИЕВЕ -- C ПОДАЧИ СВЯТОСЛАВА

История появления и проживания "сыновей Израиля" на землях Руси имеет глубокие корни. Образование еврейской общины в Киеве связывают с Хазарским каганатом -- государством тюркских народов периода раннего средневековья -- авар, хазар и болгар. Его столица Итиль была крупным торговым центром. В начале IХ века часть хазар, в том числе правящая элита, приняла иудаизм, что и способствовало притоку в хазарские города евреев из мусульманских стран и Византии.

Спустя полвека победоносный поход на хазар совершил Святослав Игоревич: некоторые города были разорены, другие присоединились к Руси. После такого удара государство превратилось в махонькое ханство и просуществовало предположительно до ХIII столетия.

В летописном сообщении о катастрофическом пожаре 1124 года упоминается район стольного града Жиды, который располагался в Копыревом конце и дал название Жидовским воротам. Наверняка, там существовала и синагога.

После смерти Святополка Изяславовича во время восстания в Киеве впервые были разгромлены еврейские дворы. Причины? Скорее всего, ростовщичество -- традиционное занятие средневековых евреев. Хотя есть версия, что они стали жертвами ксенофобии.

ЖЕРТВЫ ПРАВИТЕЛЬСТВЕННЫХ ПРОСЧЕТОВ

На смену древнекиевским евреям, вышедшим из Хазарии, мусульманского Востока и Византии и разговаривающим по-древнерусски, в ХV веке пришли жители Польши и Германии, родным языком которых был идиш. Литовские владыки Киева относились к ним благосклонно, а Казимир IV даже предоставил привилегии на откуп налогов. При Сигизмунде I евреи начали конкурировать с купцами-киевлянами. Это и стало причиной того, что в 1619 году Сигизмунд III, "желая, чтобы город пограничный не жидами, а людьми украинскими купеческими расширялся", издал указ о выселении: евреи имели право жить только на территории вне юрисдикции магистрата -- на Бискупщине и под Замковой горой.

Возня с разрешениями и запретами не прекратилась даже тогда, когда Киев вошел в черту оседлости.

Справка "Сегодня" Черта оседлости -- установленная законом территория проживания евреев в России. Впервые обозначена правительством в 1791 году, чтобы предупредить проникновение иудеев в великорусские губернии, где они могли составить конкуренцию местным предпринимателям. В Киеве при Александре II это были Плосская и Лыбидская части.

Так, в 1801 году магистрат, напуганный растущей конкуренцией, попытался опять-таки изгнать "сыновей Израиля", но губернская власть не согласилась. Напротив, евреи получили право вписываться в ремесленные цеха. Через 9 лет их права подтвердил Александр I, и к 1815 году еврейская община насчитывала полторы тысячи человек, а также имела три деревянные синагоги -- одну на Подоле и две на Печерске.

Благодаря своей предприимчивости, немало евреев оказались среди уважаемых лиц в городе: семья Бродских -- купцы-сахарозаводчики, Давид Марголин -- предприниматель, домовладелец и филантроп, Лев Гинзбург -- строитель-подрядчик, Иосиф Маршак -- владелец огромной ювелирной фабрики, Макс-Эмануил Мандельштам -- врач-офтальмолог, общественный деятель.

Красноречив и тот факт, что практически все киевские купцы первой гильдии были евреями, деньги которых сделали неоценимый вклад в развитие города. Взять хотя бы Политехнический институт, открытый благодаря финансовой поддержке Лазара Бродского, или Бессарабский рынок, построенный на средства, завещанные Киеву тем же сахарозаводчиком.

Но несмотря на это, в стране, где преследования по национальной принадлежности были официальной политикой, а грубые просчеты правительства привели к разорению значительной части населения, евреям всегда угрожала опасность. Правые газеты постоянно утверждали, что именно они, евреи, довели Россию до нищеты.

Чтобы напрочь унизить и сломить дух евреев, Николай I в 1827 году издал указ, согласно которому на всех евреев распространялась воинская повинность, причем срок службы длился 25 лет. Из семей несчастных чуть ли не насильно забирали детей 12 лет, а иногда даже 8-летних.

Однако самое ужасное время для "сыновей Израиля" наступило весной 1881 года, когда народовольцы во главе с Софьей Перовской убили Александра II. Вину опять-таки свалили на бунтарей-иудеев, направив на них гнев народа. И пошло-поехало. В апреле 1881 года -- первые еврейские погромы в Киеве, которые, подобно лесному пожару, распространялись повсюду. Затем -- создание антисемитского черносотенного "Союза русского народа".

КАЗАКИ САЛЮТОВАЛИ ГРОМИЛАМ

Осенью 1905 года в городе не прекращались митинги и собрания. 14 октября началась всеобщая забастовка. В Киеве было введено военное положение. А вечером 18-го толпа "босяков" начала грабить еврейские магазины на подольских базарах. (К слову, задолго до этого ходили слухи, будто "царь велел перерезать всех жидов".)

Прекратить беспредел можно было сразу же, но генерал-губернатор Дрентельн и губернатор Гессе спокойно чего-то ожидали. Не получая ни малейшего противостояния, погромщики перешли к уничтожению еврейских квартир. Доходило до того, что христиане, боясь нечаянно попасться под руку громилам, выставляли в окнах и дверях своих жилищ образа и царские портреты с национальными флагами.

19 октября на Липках были разгромлены в присутствии войск и полиции особняки барона Гинзбурга, Гальперина, Александра и Льва Бродских. В тот же день приступили к казенному еврейскому училищу.

Что же делали те, кто должен был охранять покой и безопасность киевлян? Патрули солдат не только не разгоняли толпы, но и, смешавшись с хулиганами, оказывали им содействие. Мало того, казаки салютовали во время прохождения беспредельщиков мимо казарм.

КРЕСТНЫЙ ХОД... НА КОЛЕНЯХ

Когда погром достиг своего апогея, епископ Чигиринский Платон в течение дня совершал крестный ход по улицам Подола, умоляя толпу прекратить грабежи. Владыка несколько раз опускался перед нею на колени. Тщетно.

А исполняющий обязанности генерал-губернатора генерал Карасе проявил трогательную заботу о погромщиках -- издал постановление, в котором говорилось, что те, "кто из окон или балконов домов будут стрелять или бросать предметы (в громил), которые могут причинить смерть или увечье, будут подвергаться аресту до 3 месяцев или штрафу до 500 рублей".

"Киевская газета" писала: "На протяжении целых кварталов, прилегающих к базарам, люди шли и ехали по рассыпанной муке, крупе, семечкам, гороху, разноцветной бумаге, разлитому маслу, керосину, краскам, разломанной мебели и магазинной обстановке, разбитой посуде... Валялись воловьи туши, вытащенные из мясных лавок, а в 20 шагах от них лежал убитый патрулем человек... А мимо все несли и везли плоды чужих трудов..."

К христианам, защищавшим евреев, черносотенцы были не менее беспощадными. Дворник в доме купца Бражникова на Львовской улице не пустил варваров во двор, где жило одно еврейское семейство. Озверевшая толпа убила заступившегося.

Во время погрома в городе "работали" агитаторы-черносотенцы, призывающие бить евреев -- на обывателей безотказно действовали слухи об избиении ими русских.

Кстати, часть горожан поощряла громил, преследуя корыстные интересы. Подстрекателями к беспределу часто оказывались местные купцы-христиане, которые были не прочь устранить своих конкурентов чужими руками. Не обходилось как среди погромщиков, так и среди "зрителей" любителей поживиться за чужой счет.

ПОГРОМ ЗАКОНЧИЛСЯ -- БЕСПРЕДЕЛ ПРОДОЛЖАЕТСЯ

20 октября 1905 года начальник охраны Киева генерал Драке отдал войскам приказ задерживать хулиганов, и во второй половине дня тактика полиции заметно изменилась. Многие громилы были арестованы, что произвело впечатление на черносотенцев, и к вечеру погром прекратился.

Следующий день был сравнительно спокойным: на улицах (хоть и редко) появлялись евреи, ранее прятавшиеся на чердаках и в погребах. Итак, цель погрома достигнута -- революционное движение в Киеве подавлено, обыватели запуганы.

Справка "Сегодня" Только по официальным данным, за три дня в городе было убито 47 человек, ранено более 300. Разграблено свыше 2000 еврейских домов, квартир, лавочек, магазинов и мастерских. Общая сумма убытков составила 7 миллионов рублей.

После власти оправдывались перед возмущенной общественностью, мол, не в состоянии были прекратить беспорядки. "В объяснениях своих, предоставленных в штаб округа, генерал Драке ссылался на сравнительную малочисленность войск".

Все, казалось, наконец-то закончилось. Многие евреи эмигрировали, оставив в Киеве пережитый ужас. А над рискнувшими остаться нависал Дамоклов меч. И в конце марта 1911 года он таки упал: в одной из пещер на западных склонах Татарки было обнаружено тело зарезанного 13-летнего мальчика -- ученика Софийского духовного училища. По инициативе киевских правых монархистов и молчаливому согласию сильных мира сего, это преступление решили подать как "ритуальное убийство", совершенное евреями, дабы достать кровь христианского ребенка для приготовления мацы. На роль главного обвиняемого избрали 37-летнего приказчика кирпичного завода Менахема Менделя Бейлиса.

С самого начала следствие знало, что Бейлис -- невиновен, а весной 1912 года были окончательно определены настоящие убийцы, однако киевский прокурор Георгий Чаплинский при поддержке самого министра юстиции Ивана Щегловитова и авторитетного психиатра Ивана Сикорского настаивал на версии ритуального убийства. Вывод Сикорского открыл самую страшную, какую только знала Россия, антисемитскую кампанию. Впрочем, задумки черносотенцев наткнулись на противодействия прогрессивной общественности России и Европы -- по империи прокатились демонстрации протеста. Киевских антисемитов заклеймили европейские политики, писатели и ученые, а российские литераторы во главе с Владимиром Короленко и Максимом Горьким создали комитет по защите Бейлиса на суде.

Процесс продолжался 34 дня. За это время все подробности дела стали известны, посему главное задание обвинения заключалось в установлении влияния на присяжных. Последних подобрали специально -- среди них не было ни единого интеллигента: старшина, чиновник, писарь, пятеро крестьян, два телеграфиста, трамвайные контролеры, извозчик и вокзальный несун.

И хотя "экспертизу" Сикорского убедительно опроверг не менее известный спец Владимир Бехтерев, черносотенцы не сомневались в победе. На день оглашения приговора даже планировался большой еврейский погром. Но здравый рассудок победил -- присяжные признали Менахема невиновным, и он, устав от постоянных "реваншистских" угроз черносотенцев, уехал с семьей в Палестину, а оттуда -- в США.

P.S. 1881 год стал началом исхода евреев из России. За тридцать с лишним лет (1881 -- 1914) империю покинули свыше 1,2 миллиона "сыновей Израиля". Примерно 1,1 миллиона обосновались в США и Канаде, около 50 тысяч бежали в Палестину.