1998  1999  2000  2001  2002  2003  2004  2005  2006 

Выпуск газеты Сегодня №178 (1523) за 11.08.2003

БЛАГОДАРНОСТЬ ЗА РАБОТУ -- УВОЛЬНЕНИЕ

Столичная средняя школа №74 с недавних пор напоминает штаб боевых действий. Учителя об отпуске даже не думали! Родители учеников, отправив детей на каникулы к бабушкам, дни напролет тоже проводят в школе. Все они протестуют против увольнения директора школы Зинаиды Харченко. В конце августа у Зинаиды Андреевны заканчивается контракт, продлевать который чиновники не собираются.

КОМИССИЯ НАГРЯНУЛА В... РАЗГАР ВЫПУСКНЫХ ЭКЗАМЕНОВ

Знала ли Зинаида Харченко, что срочный договор, который она подписала пять лет назад, могут не продлить? Говорит, что допускала такую возможность. Однако и не думала, что при перезаключении соглашения ей поставят в вину возраст -- 61 год. Ведь в городе трудятся директора и постарше.

Тем не менее, когда Зинаиде Андреевне в мае намекнули, что придется оставить свою должность, она восприняла это сообщение внешне спокойно. Хотя только ей одной известно, что творилось тогда в душе. Но с этой новостью отказались смириться педагоги и родители школы, которые и обратились с ходатайством к начальнику районного управления образования Соломенского района столицы Елене Рудзинской. В своем письме они отмечали, что Зинаида Харченко, прослужившая директором школы 26 лет, имеет колоссальнейший опыт работы. Ради нее многие педагоги не оставили школу, несмотря на мизерные зарплаты. Из 46 учителей 33 педагога работают тут больше 10 лет, из них 17 человек -- 25 лет. Заслуга Зинаиды Андреевны в том, что коллектив учебного заведения -- одна большая семья. Директор знает по именам не только всех учеников, но и их родителей. "Ходоки" очень просили прислушаться к их просьбе -- не увольнять директора, которую в школе даже старшеклассники называют не иначе, как "мама Зина". Такие же письма были отправлены на имя начальника Главного управления образования столицы Бориса Жебровского и городского головы Александра Омельченко.

Затем учителя и родители встречались лично и с Еленой Рудзинской, и с Борисом Жебровским. Последний, по словам педагогов, разговаривал с ними совсем недолго, а затем одел пиджак и ушел из кабинета. На прощание господин Жебровский бросил, что пришлет в школу независимую комиссию. Учителя тогда даже обрадовались. Решили, что наконец-то восторжествует справедливость.

Проверяющие нагрянули в учебное заведение 12 июня в... разгар выпускных экзаменов. Директор и завуч, как того требовала специальная инструкция, председательствовали в экзаменационных комиссиях. Кроме того, в тот день у Зинаиды Харченко была назначена консультация по истории в 11-м классе. Экзамены ей пришлось оставить, а консультацию отменить.

На протяжении шести часов проверяющие "лопатили" школьную документацию. Придирались, по словам учителей, к каждой запятой и точке, доведя в конце концов заместителя директора до слез. Директор же все это время держалась молодцом. "Знаете, что обидело тогда больше всего? -- делилась она позже с корреспондентом "Сегодня". Зинаида Андреевна говорила со мной ровным спокойным голосом человека, потерявшего всякую надежду на справедливость. -- Никто из членов комиссии даже не поинтересовался, как живется в нашей школе детям. Ведь можно было просто выйти в коридор и расспросить учеников. Ведь доброжелательная атмосфера в школе -- это едва ли не самое главное".

Результатов проверки в школе ожидали с нетерпением. Когда же педколлективу позволили ознакомиться со справкой о проверке, многие потянулись за валидолом. "Человек я по натуре крепкий, -- вспоминает Зинаида Андреевна, -- но когда увидела эту справку -- слезы брызнули из глаз. По моему глубокому убеждению, все в документе подтасовано. Больно, что к нам так отнеслись". Возможно, педагоги и смирились бы с мнением начальства, ведь, как они уже поняли, правила диктуются сверху, а с верхами не спорят. Система! Вертикальный принцип подчинения и исполнения -- никаких горизонталей сотрудничества. Но тут кто-то из педагогов вспомнил, что год назад школу проверяла комиссия из районо, и предложил сравнить два документа. Сопоставив два заключения комиссий, ахнули -- складывалось впечатление, что речь идет о разных школах.

"В годовом плане отсутствует анализ образовательной деятельности за предыдущий учебный год, не определены приоритеты развития учебного заведения, первоочередные проблемы, которые требуют быстрого решения", -- написано в справке, выданной в нынешнем году. Прямо противоположное мнение у комиссии годом ранее: "Учебный план школы отвечает типовым учебным планам, рекомендованным Министерством образования и науки. Факультативы и дополнительные занятия проводятся в соответствии с расписанием". "Администрации школы были высказаны замечания по поводу ведения деловой документации, в частности личных дел учеников", -- заключает комиссия в нынешнем году. "Личные дела учеников находятся в аккуратном виде, папки, в которых они хранятся, соответствуют современным требованиям" -- это выдержка из прошлогоднего заключения.

"Материально-техническая база учебного заведения требует улучшения. В критическом состоянии санузлы, требуют ремонта коридоры", -- пишут последние проверяющие. "Приятно поразила чистота в школе и неформальный подход к сохранению школьного помещения", -- "возражает" предыдущая комиссия. Цитировать можно долго.

ЧТО ТВОРИТСЯ В ШКОЛЕ №74?

За разъяснениями в сложившемся конфликте корреспондент "Сегодня" обратилась к начальнику районного управления образования Соломенского района столицы Елене Рудзинской. По словам Елены Николаевны, дело вовсе не в возрасте директора, как говорилось ранее, а в том, что "учебное заведение не успевает за современными требованиями". "Но о том, что "школа не успевает", вы узнали уже после того, как решили не продлевать контракт с Зинаидой Харченко, -- попробовала возразить я. -- Кроме того, в прошлом году, судя по заключению комиссии, все в работе школы вас устраивало". "С прошлогодним решением комиссии я не знакома", -- ответила госпожа Рудзинская. Я же как-то постеснялась сказать Елене Николаевне, что во время той проверки именно она возглавляла комиссию, заключившую, что к школе №74 особых претензий нет.

Опираясь на заключение последней комиссии, Елена Николаевна нарисовала мне "страшную картину", творящуюся в средней школе №74. Дескать, оттуда прямо среди учебного года уходят ученики, бегут учителя. Школа не имеет ни одного договора с высшими учебными заведениями.

На самом деле, как выяснилось по документации, дети уходят из школы не потому, что им тут не нравится (некоторые наоборот приезжают сюда учиться из других районов). Почти половина выбывших ребят сменили учебное заведение, выехав на другое место жительства. Школа №74 окружена общежитиями нескольких заводов, потому не мудрено, что некоторым родителям учеников удается отпраздновать новоселье в новой квартире, но уже в другом районе столицы. Есть и дети, которые выехали с родителями за границу (недалеко от школы -- общежитие преподавателей КПИ, многих из которых сманили за рубеж). Незначительная часть учащихся перешли в лицеи, в чем тоже нет ничего предосудительного.

По поводу "текучки кадров" свидетельствует другая цифра -- 72% педагогов работают в школе более семи лет. Такой сплоченный коллектив еще надо поискать!

О договорах с высшими учебными заведениями разговор особый. В соответствии с социальным паспортом школы, треть учеников проживают в общежитиях, 25% -- в домах гостиничного типа. Много малообеспеченных и неполных семей. Таким образом, привлечение дополнительных услуг вряд ли возможно из-за того, что в родительских кошельках нередко "гуляет ветер". Тем не менее 60% выпускников школы поступают в вузы , 27% -- в техникумы и училища. К слову, в день последней проверки школы 18 одиннадцатиклассников уже были студентами высших учебных заведений.

Несмотря на то, что многое в действиях чиновников не складывается, никто по-видимому и не думает сдаваться. На прошлой неделе корреспонденту "Сегодня" сообщили, что уже известна кандидатура нового директора. Учителя 74-й школы отреагировали на это сообщение по-своему -- будем бастовать 1 сентября! Но Зинаида Андреевна уговорила их этого не делать, ведь пострадают прежде всего дети. К тому же, в первый день осени школа отмечает 65-летие. На днях в редакцию пришла целая делегация родителей. Рассказывали, что в этой школе многие учились сами, а потом привели своих детей только потому, что тут такой замечательный коллектив.

ВМЕСТО ПОСЛЕСЛОВИЯ

Из всей этой истории ясно одно -- надо срочно менять взаимоотношения чиновников от образования и педагогов. Это единственный выход из существующей системы авторитарного режима. Совершенно очевидно, что наш учитель не имеет никаких прав. А, между тем, запуганный, задавленный, поставленный на колени педагог никогда не сможет воспитать свободную личность в своем ученике.