1998  1999  2000  2001  2002  2003  2004  2005  2006 

Выпуск газеты Сегодня №178 (1523) за 11.08.2003

"МЕНЯ ВОСПИТАЛА УЛИЦА -- НЕ МОГУ СКАЗАТЬ, ЧТО ПЛОХО!"

Помню, однажды сказала Александру ПОНОМАРЕВУ: мол, неплохо было бы классическую программу подготовить -- ведь не зря консерваторию заканчивал! В свой 30-й день рождения он осуществил это. И, без всяких натяжек, профессионально и здорово. Некоторые российские раздутые "звезды" побывав на этом концерте в зале Экспоцентра, замолчали бы навеки. Пономарев так пел в сопровождении Национального симфонического оркестра под управлением Владимира Сиренко, как будто занимался этим всю жизнь. Кстати, было бы совсем неплохо, если бы этот случай не остался единственным в его практике...

Мы встретились накануне в офисе продюсерского центра "З ранку до ночі". И почему-то показалось, что он уже вырос из него -- словно подросток из своей детской. Пономарев давно мечтает о большой профессиональной супер-студии записи, ему даже обещали помочь с помещением...

"ПОДЛЕЧУ НЕРВИШКИ -- И СНОВА ПОЕДУ НА "ЕВРОВИДЕНИЕ"

-- Саша, имеет ли для тебя значение возраст, и с какими мыслями ты подошел к своему 30-летию?

-- Как-то моторошно, страшновато: все-таки юбилей уже не мальчиковый. Говорят, жизнь мужчины делится на "до 30" и "после 30". Плюс ко всему -- десять лет творческой деятельности. Морально я уже вырос, может быть даже и перерос...

--- По-моему, ты долго был мальчишкой, и как-то быстро повзрослел -- вдруг, резко. С чем это было связано?

-- С рождением дочери. Когда выходил из роддома и взял Женю на руки -- в этот момент все и произошло.

-- Соответствует ли твоя взрослость в жизни ощущению себя на эстраде?

-- Сложно сказать. Эти вещи трудно анализировать. Насколько я взрослый? По крайней мере, те песни, которые я сейчас делаю (англоязычный альбом) -- достаточно "босяцкие". Хотя они не совсем юные, но и еще не старые.

-- То есть, рассчитаны на публику "до 30".

-- Ну, конечно. Хотя, я знаю и многих людей постарше, которым тоже нравится такая музыка -- они выросли на музыке групп "Deep Purple", "Uriah Heep". Мне просто захотелось написать такие песни. К тому же мне заказали англоязычный альбом в балладном роковом стиле (представителям одной крупной рекординговой компании понравилась песня "Я за свою любов буду битися в кров"). Кроме того, очень хотелось сделать альбом в одной стилистике. Закончены уже три песни, в работе еще четыре. В альбом войдут "Hasta la Vista", а также "Він чекає на неї" и "Святая Анна" в английских переводах. Мы планируем снять видеоклип на песню "Я за свою любов" (по-английски "I gonna fight for you") с Виталием и Володей Кличко, будем показывать его в Польше, Словакии и Германии. После этой песни настроение боевое -- вспоминаю свое боксерское прошлое... Кроме того, очень хотел бы, чтобы Виталик и Володя под эту песню когда-нибудь вышли на ринг -- она мне нравится".

-- Тебя не пугает, что когда-то после твоего исполнения Гимна Украины наши футболисты проиграли?

-- Ну, а причем тут я? Или Гимн? Потом ведь они выиграли. Мы с Виталиком будем вместе петь на сцене в День независимости. Он очень музыкальный, играл на аккордеоне, учился в музыкальной школе -- парень в материале.

-- Вернемся к главному событию последнего времени. Какие ты сделал выводы после "Евровидения"? Какой опыт приобрел, что ты записываешь себе "в плюс", а что -- "в минус"?

-- Сложно сказать. "Евровидение" осталось для меня загадкой -- чем дальше, тем больше. Я все больше убеждаюсь в том, что никто не знает, что там надо петь. Даже люди, имеющие опыт -- композиторы Цвика Пик и Филипп Велла (песня одного заняла первое место, другого -- второе) говорили, что "ESC" -- это конкурс для домохозяек (имея в виду публику, которая голосует). Но в таком случае трудно понять, почему в тройку призеров вошел дуэт "Тату", к примеру. Я не против "Тату". Я о том, что этот формат не отформатирован на самом деле.

Какие выводы? Сейчас говорят, мол, надо было свое петь, национальное. Ребята, говорить -- не мешки таскать. Надо было встать и сделать это. Теперь, когда Саша занял четырнадцатое место, все стали очень опытными и профессиональными. "АББА" ездила на "Евровидение" дважды, и победила только во второй раз. Возможно, когда подлечу нервишки, годика через три, поеду еще раз, чтобы себе доказать, что могу. Сейчас мне кажется, что надо было попробовать спеть акапельно, чтобы убедить всех голосом.

После "ESC" нам уже заказали много дисков с моими записями -- из Голландии, Бельгии, Швеции, Испании. В Испании у меня много друзей, они говорят, что на дискотеках "Hasta la vista!" крутится по несколько раз за вечер. Когда я сейчас снимался в фильме, мы проехали несколько стран и в каждой меня узнавали и приветстволи фразой: "Ukraine, Hasta ls vista!". Единственному из всех 26 исполнителей мне заказали альбом. То есть, результат какой-то есть, но что делать дальше, я не знаю. То есть, нам может просто повезти или нет. Надо очень серьезно думать, какую песню должен исполнять наш следующий участник.

-- И как ты считаешь, кто может быть следующим претендентом?

-- Сложный вопрос, боюсь кого-нибудь обидеть... Наверное, должен быть уровень "Лорак-Билык-Повалий". Но конкретно нужно обсуждать с тем, кто сможет потянуть финансово этот конкурс. Если бы у нас все это было на государственном уровне... В Германии или Франции бюджет национального ТВ один, а в Украине -- другой. У них телекомпании все равно, кто победит: она имеет возможность участвовать и зарабатывать на рекламе во время трансляции. У нас НТКУ такой возможности не имеет. Поэтому пока говорить об этом неуместно.

-- Саша, как ты относишься к критике в свой адрес?

-- Ну, как? Как человек со своим "эго" -- плохо. А как человек, понимающий, что если не будет критики, то он не будет видеть многих своих ошибок -- хорошо. С другой стороны, есть разная критика. Есть такая, как была после конкурса... Знаешь анекдот? Черта спросили, с кем ему труднее работать в аду. "С евреями, -- ответил он. -- они друг друга подсаживают, надо все время "топить". А легче всего -- с украинцами, они друг друга сами "топят"... Так и тут. Меня еще и в том обвинили, что якобы потратил деньги налогоплательщиков. Так вот: это были мои деньги и деньги моих друзей. И налогоплательщики тут ни причем. Это не критика, а просто болтовня.

"БРАЧНЫЙ КОНТРАКT -- ЕЩЕ ОДИН ПОВОД ДЛЯ РУГАНИНЫ"

-- Кого сегодня ты считаешь своим продюсером? Я разделила твою карьеру на три этапа, каждый из которых связан с именами: Олег Ступка, Виктор Дорошенко и Алена Мозговая.

-- Я скажу иначе. Ни Дорошенко, ни Ступку своими продюсерами я не считаю. Алена -- как бы моя жена, она тоже не продюсер, она у нас -- мозговой центр. С Олегом нас связывает крепкая мужская дружба. С Дорошенко были чисто профессиональные отношения на протяжении двух лет: как мой директор, он решал вопросы по концертам. И никакого отношения к творческой деятельности и эфирам не имел. Могу назвать своим продюсером, вернее, человеком, который помог и серьезно повлиял на меня, Андрея Шустя. Это композитор, автор первых моих двух песен, с которыми я победил на "Червоной руте". А дальше мне помогали Ирина Бондаренко и Олег Горский (радио "Промінь"), мой земляк Саша Мельник, возглавлявший студию звукозаписи "Комора". Тогда у меня еще не было денег. Они на личных отношениях делали те вещи (записи, эфиры), за которые сейчас уже платят. А когда я заработал свое первое Гран-при на конкурсе Ивасюка (в 1995 году), смог потратить деньги на студию, какие-то рестораны пооткрывали... Есть было что, студия работает -- что еще нужно музыканту? Потом пошли концерты, и как таковые продюсеры были уже не нужны. Сейчас нужен человек на Западе, который занимался бы продвижением альбома.

-- Что ты можешь сказать по поводу "клановости" нашей эстрады? Тебя относят к клану Мозговых. А без Мозговой ты стал бы Пономаревым?

-- Стал бы.

-- Только дольше и труднее был бы путь?

-- Нет, почему? Я очень люблю Николая Петровича Мозгового. И не хотел бы, чтобы даже нотки какие-то вызвали подозрения, что моя любовь к нему как человеку и творческой личности не так велика, как есть на самом деле!

Когда я выступал на Конкурсе имени Ивасюка в 1995-м году, мы не были знакомы. Николай Петрович, конечно, уже знал, что есть такой Пономарев -- наглец и хам. И я получаю Гран-при. На тусовке после закрытия конкурса мы познакомились с Аленой. Тут Мозговой мне не помогал никак.
Дальше, когда я выступал на конкурсе в Ялте, -- лучше бы я его не знал! Все сразу стали говорить: мол, Пономарев приехал за Гран-при. И все ждали, чтоб я облажался, чтобы потом сказать: "Вот видите? Он получил Гран-при несправедливо". То есть, надо было не просто доказывать, что я достоин, а что в два раза лучше! Вот и все. Два конкурса. Финансово Николай Петрович мне не помогал никогда. Я стараюсь помогать ему чем могу в организации фестивалей, которые он проводит в Черновцах и Ялте. Поэтому сказать, что я когда-нибудь был зависим от кого-то -- это полный бред. У нас с ним отношения как у отца с сыном. Но с взрослым, который уже встал на ноги. Уже не те, когда папа воспитывает сыночка...

-- ... но и еще не те, когда сыночек похлопывает по плечу: мол, ты, папа, отдыхай.

-- Ну, папа, положим, еще не очень хочет отдыхать! А по поводу кланов -- это неизбежная ситуация в нашем шоу-бизнесе -- до тех пор, пока не отработана контрактная система между продюсерскими структурами и исполнителями. Потому что нет смысла вкладывать деньги в человека, который завтра тебя может "послать". А наши контракты никак не ограждают от этого риска. Поэтому и появляются семейные отношения, кланы.

-- Кстати, о семейных отношениям. Вы с Аленой их уже зарегистрировали?

-- Нет. Так уже и девять лет прожили...

-- Неужели Алена никогда не поднимает эту тему?

-- Та все нормально! Единственное, недавно были на съемках передачи о гражданском браке -- потом немножко повздорили. Я сказал, что эта тема Алену достает, а она обиделась. Боюсь что-то менять. Просто знаю случаи, когда люди жили в гражданском браке по 10-15 лет, а потом расписывались и расходились через три месяца. И никто не мог понять, почему. Что-то менялось в их жизни, и в женщине, и в мужчине. Но больше -- в ней. Женщина вдруг чувствовала, что может расслабиться... Если это всего один вариант из тысячи -- зачем расписываться? У нас даже никакого брачного контракта нет.

-- По-моему, женщина в такой ситуации не чувствует себя уверенной в своем будущем и в будущем своих детей.

-- Ты имеешь в виду экономически? Так я на Алену почти все записываю! Дачный участок, машина, портсигар импортный... (смеется). А брачный контракт -- это еще один повод для руганины. На фига он нужен? Все равно, все, что у меня есть, принадлежит моим детям. Я, конечно, иногда задумываюсь о том, что могло бы быть, если б мы разошлись (тьфу-тьфу-тьфу!). В моей квартире появляется кто-то другой... Как бы я к этому относился? Детям оставить -- не вопрос. Но другому отдавать -- не хочу. И даже не хочу думать об этом. Дети должны быть обеспечены, конечно. При этом не хочу, чтобы они стали "мажорами". Обламываю постоянно.

-- Да, кстати, а как у вас с этим вопросом "детской звездности"?

-- Мы не ограничиваем их общение с разными людьми. На улице они с соседскими детьми играют, купаются с ними в басейне, их друзья бывают у нас в доме. Я отсекаю моменты, когда возникает тема: "Подай мне то-то..."

Меня воспитала улица. Папа пил много, были конфликты. Семья была небогатая, можно сказать, даже бедная. Не ели мы икры красной и так далее. Не могу сказать, что голодали, но были моменты, когда не очень много было денег, и выбирали из того, что есть -- что поесть. Помню, как меня батя воспитывал. Когда не пил. Хотя, все-таки меня улица воспитала.

-- Не могу сказать, что плохо.

-- Воспитала хорошо. Когда общаюсь с людьми, чувствую, что не с неба упал. Некоторые считают, что Пономарев -- богатый, не знает жизни. Я очень хорошо понимаю, что происходит в разных прослойках нашего общества. И в бедных и в очень богатых. Общаюсь с абсолютно разными людьми: спортсменами, бизнесменами, олигархами и их френдами. Я помню, что такое, когда не за что поесть и экономишь каждые 20 копеек -- четыре года жил в общежитии! Понимаю, что такое собирать по рублю на велосипед. Все это мы проехали...

-- Интересно, а по сколько ты экономишь сегодня, и на что собираешь?

-- Все деньги, которые остаются после того, как потрачу на жизнь и шоу-бизнес, я вкладываю в бизнес. Но говорить об этом не будем.

-- К власти постепенно приходят молодые люди. Ты общаешься со многими из них. А сам не думал заняться политикой?

-- Еще рано, я думаю. Мысль, конечно, приходила и не раз. Но я не считаю, что полностью реализовался в музыке. Для меня депутат -- это человек, который должен что-то делать, чтобы страна развивалась, чтоб думал не о том, как и где "щось вкрасти", а о том, как развить регион, который его выбрал. Не знаю, нужны ли в Верховной Раде артисты, но знаю точно, что там нужны боксеры! Когда почувствую, что могу быть полезным, тогда и подумаю об этом.