1998  1999  2000  2001  2002  2003  2004  2005  2006 

Выпуск газеты Сегодня №183 (1528) за 16.08.2003

НАШИ ГАЗОПРОВОДЫ МОГУТ СТАТЬ МЕТАЛЛОЛОМОМ

Да могут. И не стоит обвинять автора в пессимизме, злопыхательстве и очернительстве нашей действительности. Дескать, все идет по плану, вон и о создании российско-украинского консорциума по эксплуатации наших газопроводов договорились. Оно-то так, да всё ли "по плану"? Ведь до сих пор даже не решено, по какой схеме будет работать этот самый консорциум. И если посмотреть вперед, окажется, что затяжка времени невыгодна в первую очередь украинской стороне.

Аргументы? У России есть газ, который она худо-бедно перекачивает по нашим трубам. У европейских потребителей газа есть деньги, чтобы за него заплатить. У нас нет в достаточном количестве ни газа, ни денег. Зато есть трубы, введенные в эксплуатацию почти четверть века назад и требующие для поддержания их в рабочем состоянии немалых капвложений. Однако в течение последних семи лет газотранспортная система финансируется лишь на треть от необходимого. Очевидно, что в обозримом будущем Украина не способна обеспечить полномасштабное финансирование проектов реконструкции трубопроводов, не говоря уже о дальнейшем наращивании мощностей транспортировки "голубого топлива". Дальнейшее сохранение этой тенденции может привести к серьезным сбоям в транзите российского газа на европейские рынки из-за физического износа украинских производственных мощностей.

Понятно, что такая перспектива не может не беспокоить Россию и ее европейских партнеров. И не надо сомневаться: адекватные меры будут приняты, причем видятся они отнюдь не утешительными для нашей державы. Оптимальным решением проблемы могла бы стать приватизация газотранспортной системы Украины с привлечением иностранных инвесторов, что укрепило бы наши позиции как основного энергомоста в Европу. Кстати, именно так поступило в марте правительство Словакии, продав по итогам тендера 49% акций своей газотранспортной системы за $2,7 млрд. франко-германо-российскому консорциуму. Да и в Украине поиск взаимоприемлемых решений привел к подписанию 7 октября минувшего года в присутствии Леонида Кучмы и Владимира Путина межправительственного соглашения "О стратегическом сотрудничестве в газовой отрасли" и договора между ОАО "Газпром" и НАК "Нефтегаз Украины" о создании предприятия "Международный консорциум по управлению и развитию газотранспортной системы Украины". Также было заявлено о готовности в перспективе привлечь газовые компании Западной Европы. К сожалению, эти документы имеют декларативный характер, а их практическое исполнение тормозится влиятельными оппонентами самой идеи.

Поэтому вполне прогнозируемо, что, накопив деньжат на продаже европейцам "голубого топлива", россияне из-за подобных проволочек постепенно откажутся от полноценной загрузки обветшавшей украинской "трубы". Уже работает система Ямбург -- Западная Европа (через Белоруссию и Польшу), не без проблем, но все же запущен газопровод "Голубой поток" проектной мощностью 16 млрд. м куб. газа в год по дну Черного моря на Турцию в обход Украины. Весьма реально появление 600-километровой нитки вчетверо большей пропускной способности через Польшу и Словакию, готовится дорогой, но перспективный проект газопровода по дну Балтики в Германию и, возможно, в Англию. Конечно, украинское "железо" -- объективная реальность против этих дорогостоящих планов, и россияне надеются, что упомянутые выше соглашения с нами удастся вскоре воплотить в жизнь. Пока надеются. Ибо, когда партнеры устанут ждать, наши газопроводы сгодятся разве что на металлолом.