1998  1999  2000  2001  2002  2003  2004  2005  2006 

Выпуск газеты Сегодня №184 (1529) за 18.08.2003

"ЛЮДИ ДОЛЖНЫ ЗАРАБАТЫВАТЬ СТОЛЬКО, СКОЛЬКО ОНИ СТОЯТ"

Закрытие театрального сезона в Киевском музыкальном театре для детей и юношества ознаменовалось двумя балетными премьерами, в центре которых был народный артист Украины Сергей БОНДУР -- спектаклем "Маугли" и творческим вечером премьера. Артист танцует на этой сцене с первых дней существования театра, и вот уже скоро двадцать лет, как здесь ему нет равных.

На Сергея Бондура уже специально "ходили", еще когда он учился в хореографическом училище. И ни у кого не было сомнений, что он -- будущая звезда. Но в престижном столичном оперном он не остался, а уехал вслед за своими старшими друзьями-коллегами Анатолием Кучеруком и Евгенией Костылевой в Львовский театр оперы и балета. Через два года троицу неразлучных друзей пригласили в качестве премьеров в только что созданный детский музыкальный театр... Давно уже уехал в Америку Анатолий Кучерук, лет пять назад уехала в Питер партнерша Евгения Костылева, а Сергей Бондур так и остался.

Он стал лауреатом международных конкурсов в Варне, Париже и Киеве (имени Лифаря -- как хореограф), его приглашали на спектакли лучшие театры мира. Каждый его выход на сцену действует на публику магнетически, и к нему очень подходят поэтические строки Андрея Вознесенского "лебедь не умеет хором". Не случайно одной из его первых партий в Киеве был Гадкий утенок, превратившийся в прекрасного Лебедя. Лишь Сергей со своими сверхъестественными шпагатами-растяжками мог все делать настолько легко и непосредственно -- "на улыбке", превращая свои пластические "фокусы" в естественную эстетику спектакля.

Сергей -- один из тех артистов, на которых ставят специально, потому что он может танцевать все и быть абсолютно разным. Долгое время с ним с удовольствием работал экспериментатор-хореограф Георгий Ковтун (уехавший потом в Санкт-Петербург). Он "подарил" Сергею один из его самых сильных номеров -- "Монолог". В нем Бондур предстал трагедийным актером, а его послушное и красивое тело как будто превратилось в "живую скрипку в руках Паганини". Это был даже не танец, а крик души художника. А вы представляете себе исторического Распутина в балете? Распутину-Бондуру невозможно было не поверить. А первая в Киеве (и в Украине) антреприза, где органично переплелись драма, балет, цирк, вокал -- "Маленький принц" Сент-Экзюпери (постановка Георгия Ковтуна с участием Анатолия Хостикоева, Богдана Бенюка, Наталии Сумской) вряд ли осуществилась бы без танцовщика Бондура, выступившего в амплуа драматического артиста и сыгравшего главную роль. Мы знакомы с Сергеем с его первых шагов в театре, хотя давно не виделись...

-- Раньше творческие вечера артистов балета были не так уж редки. Сейчас провести подобное мероприятие более чем проблематично.

-- Это давняя мечта: вечер из собственных постановок и работ, сделанных для меня друзьями-хореографами. Название первой части -- "Романтик" -- возникло неслучайно. Когда-то наш большой друг, хореограф мадам Элен Матис (жена бывшего канадского посла в Украине) поставила "Адажио" на музыку канадского композитора Андре Ганьена, и с тех пор я хотел еще что-то поставить на эту музыку, повсюду ее искал, а нашел только в Японии. И вот -- пять дуэтов, драматургически объединенных взаимоотношениями двух людей: "Встреча", "Свидание", "Гармония сердец", "Непонимание", "Воспоминание". Их исполняют разные балетные пары, а история одна -- любовь. Завлит театра подобрала стихи Пушкина, Бунина, Ратхауза и мое четверостишье, которое как бы все суммировало...

-- А ты вообще сочиняешь стихи, или это первая поэтическая проба?

-- Не первая. Когда я учился в ленинградской консерватории на отделении режиссуры балета, у нас было задание по драматургии балета -- сценический план. Мне было легче написать его в стихах: для меня поэзия и пластика рифмуются, это как бы одна эмоция.

-- Сергей, среди исполнителей вечера -- наши лучшие балетные артисты. Как удалось их собрать?

-- Все делалось в экстремально короткие сроки, так как большой текущий репертуар, и все очень заняты. Я специально использовал звезд (Елену Филипьеву, Анну Дорош, Андрея Вдовиченко, Максима Чепика, Ирину Гордейчук), так как работать с мастерами, с одной стороны, ответственно, а с другой -- легко. В программе вечера была использована и хореография моих друзей Раду Поклитару и Андрея Пыра. С Раду мы дружим еще со времен II конкурса Лифаря, в котором, как хореографы, разделили третье место. Андрей сделал для меня оригинальный номер на песню Бреля "Не покидай меня". Он -- профессиональный акробат, чемпион, работал в цирке на Цветном бульваре, давно сотрудничает с нашим театром.

-- Маленький, щупленький японский танцовщик Томонори Очи танцевал "Танго слепого" -- и нельзя было от него глаз оторвать...

-- Томонори приехал на несколько дней, и я, пользуясь случаем, пригласил его. Он из труппы "Очи Интернейшнл балет" (Нагоя), в которой работают уникальные мастера. Конечно, Япония может себе позволить пригласить любую звезду. В свое время и я там очень много перетанцевал спектаклей, в частности, премьеру "Спящей красавицы". Руководитель театра Минору Очи -- самоотверженный и бескорыстный меценат. Вообще, думаю, что без финансовой помощи серьезное искусство сегодня просто не может выживать. И свой вечер я тоже смог сделать только благодаря помощи единомышленников-меценатов.

-- Сергей, как вообще ты пришел к балетмейстерству -- от того, что их нет, или была внутренняя потребность?

-- В моей жизни вообще ничего легко не давалось, и пока не считаю себя мастером-хореографом. Скорее всего, это была потребность. Как-то наш бывший артист Игорь Бабак попросил сделать ему номер "Ищи музыку", и так постепенно пошло. Были пробы и на эстраде, и на показах мод, и в Москве, и еще где-то. Хотелось бы сделать большой спектакль -- предложения есть. Сейчас в "Имперском российском балете" ставлю "Реквием" Моцарта, начал моноспектакль на песню Розенбаума в Питере. Есть предложение сделать "Гранатовый браслет" на музыку Александра Костина. Мечтаю поставить "Кармину Бурану" Орфа. Но пока о планах не будем.

-- Ты же мог в Национальной Опере танцевать?

-- Об этом сейчас говорить и легко, и тяжело, потому что я понимаю, что уже ничего изменить нельзя. Одно время там меня ждали, держали место и ставку. В 80-х в Большой театр приглашал Юрий Григорович, были приглашения и в Ленинградский Малый оперный, и в балет Кировского, и в труппу Якобсона. Разыскивал меня и Борис Эйфман, но, наверное, мне тогда было интересно здесь -- и я остался. Может, не всегда это ценилось. Ведь я, народный артист Украины, получаю в три раза меньше, чем, скажем, артисты моего статуса в Национальной Опере. Безусловно, люди должны зарабатывать столько, сколько они стоят. Единственное, что утешает -- люди пока еще знают, что есть такой Сергей Бондур, который неплохо танцует...

-- Какие стили и герои тебе все же ближе?

-- Нет разницы. Для меня есть слово "балет" -- и оно подразумевает все и профессионально. Хотя интересны опыты и в драме. Осталась еще мечта -- спеть.