1998  1999  2000  2001  2002  2003  2004  2005  2006 

Выпуск газеты Сегодня №184 (1529) за 18.08.2003

К СЫНУ ВИИ АРТМАНЕ ПРИСМАТРИВАЛИСЬ

Народная артистка СССР Вия Артмане -- одна из самых популярных актрис 1970--80-х годов, примадонна латышской сцены, иными словами теперь уже -- заграничная актриса. Она живет в Риге и все реже выезжает из Латвии. К сожалению, годы берут свое, но главное -- ей неприятна возня с оформлением проездных документов, как иностранки. И все-таки, в апреле этого года по приглашению Союза кинематографистов России Вия Фрицевна приехала в Москву. Когда на сцену Московского Дома Кино поднялась величественная и красивая женщина с осанкой королевы, мужчины в президиуме, как по команде, встали. Пауза затянулась -- не садилась ОНА, стояли, не сговариваясь, мужчины. Затем зал разразился аплодисментами и кто-то громко восхищенно произнес -- "Королева!"

А "королева" жила с семьей в старом доме, и ей порой уже нелегко было подниматься по крутой лестнице на 5 этаж. Но это было привычное родовое гнездо и не хотелось что-либо менять. Перемены произошли помимо ее желания. На дом, в котором актриса прожила более 45 лет, предъявил права потомок владельца, и ему, в соответствии с новым законом государства Латвии, вернули наследство. Банк, в который "владелец" заложил дом, потребовал от жильцов освободить квартиры, либо выплатить их стоимость. Таких денег, естественно, не было. В доме отключили отопление, газ, свет, начала протекать крыша. Чувство собственного достоинства не позволяло ей ходить с жалобами и просьбами по бюрократическим инстанциям. Когда стало совсем невмоготу, она перевела внучку в сельскую школу и переехала в летний домик на хуторе. Пришлось приспосабливаться и начинать жизнь "с нуля". Через некоторое время наметились перемены к лучшему, но она не говорила о них, боясь спугнуть удачу. И вдруг -- сильная боль в груди, отдающая в спину и левую руку. Соседи вызвали скорую помощь. Диагноз: "инфаркт". Больница, реанимация, уколы, капельницы. Стали сниться мама, муж, дети.

МАМА И ПРИНЦЕССА

Мама, мама... Родной, близкий человек, который как никто понимал ее, щадил и жалел. А как мама рассказывала о своей любви! Эта история напоминает сказку о Золушке и одновременно повторяет трагическую судьбу Ромео и Джульетты. Фрицис Артман, девятнадцатилетний наследник богатого хутора шел лесом и вдруг услышал звонкую песню. Пошел на звук девичьего голоса и догнал прелестную девушку в красных туфельках.
-- Принцесса! -- воскликнул он, и естественно, сразу же влюбился.
"Принцессой" оказалась служанка из соседнего хутора Анна Заборская. Вскоре Фрицис объяснился в любви и предложил руку и сердце. Анна, понимая, что его родители ни за что не согласятся на брак единственного сына с дочкой батрака, предложение отвергла. Кроме того, Артманы были лютеранами, а Заборские -- католиками (ну прямо, как Монтекки и Капулетти!) Однако, Фрицис Артман добился согласия Анны и привел ее в родительский дом. Через некоторое время случилась беда -- счастливый "Ромео" погиб, а "Джульетта" не могла позволить себе умереть вместе с ним -- на свет должен был появиться их ребенок. И родилась крошечная девочка. Вскоре мама Анна, не выдержав невыносимого положения в семье покойного мужа, ушла из дома с Алидой (Вией) на руках. Они уехали в город и поселились на чердаке в крохотной неотапливаемой каморке. Анна, работая день и ночь, старалась одевать дочь не хуже девочек из обеспеченных семей. Когда Вия проходила по двору, старушки, сидящие на скамейках, глядя на красивую белокурую девочку говорили: "Принцесса идет!" А между тем "принцесса", чтобы хоть немного помочь маме, после занятий в школе мыла полы в чужих квартирах.

Как-то в школе, на вопрос учителя: "Кем ты хочешь стать?" -- она на мгновенье задумалась. Одноклассник за спиной с присвистом подсказывал: "Актри-ссс-сой! Актри-ссс-сой!" -- "Нет. Я буду адвокатом!" -- твердо ответила она. Мама тоже не хотела, чтобы она стала актрисой. Считала, что это несерьезное занятие, и все актрисы -- распутные женщины. Когда Вия, прочитав объявление о наборе в театральную студию, из любопытства пошла на собеседование и сверх ожиданий была принята, мама плакала.

После школы и занятий в студии она бегала на спектакли театра "Дайлес". Там в то время ставили "Ромео и Джульетту" и в роли Ромео блистал талантливый актер Артур Димитерс. Как он играл и как был прекрасен! И она, будучи чуть старше шекспировской Джульетты, пылко в него влюбилась. А он, оказывается, на 14 лет старше ее, женат на известной художнице Джемме Скулме и у него есть дети. Кроме всего этого, по слухам, у него множество романов. Познакомились они позже, когда по окончании студии Вию приняли в труппу театра "Дайлес". Он галантно ухаживал, читал стихи. Когда она встречалась с ним взглядом, кружилась голова и казалось, что земля уходит из под ног. Она играла Джульетту и видела только ЕГО, своего Ромео! После одного спектакля Галина Уланова, восхищенная игрой молодой актрисы, пришла за кулисы ее поздравить. А она ведь и не играла -- она жила в этой роли.

После развода с женой Артур Димитерс стал ее мужем, и жили они вместе с ее мамой в маленькой комнате в коммунальной квартире. Родился сын Гаспар. Наконец-то получили квартиру. Все складывалось наилучшим образом. Но… Артур был очень ревнив. Однако, она смирилась и решила ничего не менять. А потом родилась дочь. И тут режиссер Жалакявичюс предложил Вие сняться в его фильме "Никто не хотел умирать". Съемки подходили к концу, не было только актрисы на эпизодическую роль Оны -- молодой женщины, крестьянки "от сохи". Единственной подходящей актрисой, по мнению режиссера, была Вия Артмане. Дочке на тот момент было всего два с половиной месяца, и Вия, хоть ей и понравилась роль, категорически отказалась ехать на съемки в поселок Зервинай, где не было ни воды, ни удобств. Ассистент режиссера почти насильно увезла ее с ребенком, пеленками, распашонками, сосками и бутылочками. "Зачем я родилась актрисой? Ведь собиралась в адвокаты! Сейчас бы меня никто не трогал", -- сетовала Вия. Режиссер построил для нее щадящий график съемок. Помогала вся съемочная группа: мужчины носили и грели воду, женщины стирали и гладили пеленки. В роли Вайткуса, любимого человека Оны, снимался уже тогда известный актер -- Донатас Банионис. Рядом с ним она чувствовала себя увереннее, и снимаясь, они оба не играли, а жили в ролях, "тратились", как говорят актеры. Об эпизодической роли Оны потом говорили, как об одной из главных...

ДЖУЛЬЕТТА В БАЛЬЗАКОВСКОМ ВОЗРАСТЕ

Всю жизнь ни минуты свободного времени -- семья, дети, работа, общественные нагрузки. И все же полностью счастливой она себя не чувствовала. Заботливого, понимающего ее мужчины рядом не было. Был актер, который навсегда стал ее другом и наставником. Вместе они прожили долгую жизнь. Когда он умер во сне, все на свете потеряло для актрисы смысл. Поражало, что ЕГО больше нет, а все так же светит солнце, шумит листва, играет музыка... Выстоять ей помогла только работа в театре и кино. Благо, предложений было достаточно.

Ее 50-летний юбилей был отмечен ролью актрисы Джулии Ламберт в телевизионном фильме "Театр", поставленном по мотивам одноименного романа Сомерсета Моэма. Играть актрису всегда сложно. А тем более, в зрелом возрасте, и тем более -- познавшую любовь к молодому человеку, ровеснику сына -- и пережившую разочарование. Как разобраться в себе и в своем окружении? И опять, как когда-то, в этой роли была вся ее жизнь. И опять она, актриса Вия Артмане, будучи Джулией Ламберт, была влюблена...

Благодаря этой картине Вия Артмане вновь оказалась на волне популярности. Ее партнером по роли, очаровательным Томом, был Ивар Калныньш. К тому времени он уже снялся в нескольких картинах, но именно роль Тома принесла ему популярность и всесоюзную известность.

Со временем ролей в театре и кино становилось все меньше. Накануне 70-летнего юбилея ее пригласил режиссер Юрий Мороз на роль Регины Вальтер в эпизоде "Игра на чужом поле" в детективном сериале "Каменская". После инсульта Вия Фрицевна прихрамывала, что соответствовало образу Регины Вальтер. Александра Маринина очень обрадовалась тому, что именно Вия Артмане, которую она считала "эталоном актрисы и образцом красивой, царственной женщины" будет играть эту роль. Она рассказывала: "Я знала, что у г-жи Артмане жуткая катастрофа со здоровьем -- недавно она перенесла два инсульта и инфаркт, и страшно за нее боялась. Но она снялась! В моем восприятии она просто слилась со своей героиней".

ЖЕНИ БОЛЬШЕ НЕТ...

Как-то вечером, включив телевизор, Вия Фрицевна обратила внимание на бегущую строку: "Евгений Семенович Матвеев, российский режиссер, сценарист, актер, скончался 01.06.2003 года". Она не верила своим глазам и читала еще и еще раз… Наконец до нее дошел зловещий смысл слов на экране. Она полетела бы проводить его в последний путь, но… поздно, не успеть.

Когда-то, в молодости, он был ее партнером в фильме "Родная кровь" режиссера Ершова. Она играла Соню. До этого фильма ни одному режиссеру не приходило в голову предлагать ей, игравшей Джульетту, Офелию, Луизу, роль простой женщины. А она так мечтала сыграть обыкновенную земную крестьянку! В это время она была занята в театре в роли Донны Анны в премьере "Дон Жуан" и не могла ехать на съемки фильма. Тогда Ершов решил, что латышская природа -- прекрасная натура для фильма, а Рижская киностудия -- удобная база для киногруппы Ленфильма. На берегу реки Гауи построили избушку, где жила паромщица Соня с тремя детьми, соорудили паром. Работать над фильмом начали "с конца", так как в это время Евгений Матвеев, игравший Федотова, был в больнице. Соня, умирая, должна была прощаться с ним, своим любимым, своим божеством, гладить и целовать его руки. А его пока нет. Пришлось сниматься, вспоминая себя в роли Джульетты и вызывая мысленно образ Ромео. А гладить и целовать… руки ассистента режиссера. Наконец наступил день, когда Матвеев появился на съемочной площадке. Он был так красив, надежен и заботлив! Так тактично учил ее русскому языку... Режиссер, почувствовав, что "разгорается пламя яркого костра любви и нежности героев", помогал им тем, что не мешал. Фильм был снят. Через год без малого у нее родился сын Гаспар. Все тогда смотрели: не похож ли он на Матвеева?

Через много лет, на записи ее юбилейного вечера в "Останкино" они встретились. Когда Матвеев вышел на сцену, Вия Фрицевна растерялась. Он тоже был смущен и взволнован и "ляпнул какую-то глупость". Она вдруг поняла, что всю жизнь ей недоставало рядом такого человека, как Евгений. Жаль, что они, волею судеб, живут в разных странах. А теперь Жени больше нет…

СВОБОДНЫЙ ХУДОЖНИК

"Все неприятности я выдержала, и жива, жива, несмотря ни на что, -- говорит Вия Фрицевна. Я до недавнего времени работала в театре, и мне приходилось целый день проводить на ногах. У меня много дел, и я рада, что их много. Недавно снялась в Латвии в фильме "Анна" -- о монахинях".

В течение двух сезонов у нее не было ни одной крупной роли в театре. Потом предложили сыграть "Пиковую даму" в "своеобразной, очень сложной интерпретации, построенной на воспоминаниях и подсознании". "Пиковая дама разговаривает во сне, -- рассказывает Артмане. -- Герман наблюдает за ней и видит, как старуха постепенно становится юной Джульеттой. Прошлое и настоящее переплетаются в этом ностальгическом спектакле. Роль очень непростая и мне трудно было играть каждый вечер".

Сейчас она уже не работает. Теперь она "свободный художник", и в свое свободное время пишет книгу о себе и своих современниках. Вие Артмане уже немало лет (ей исполняется 74 года), но по общему мнению, она стареет так же красиво и по-европейски элегантно, как живет. Она по-прежнему царственна и остроумна.

"Как вам удается так хорошо выглядеть"? -- спрашивают актрису. "Наверное, гены. Это не моя заслуга, -- отвечает она. -- Для этого и делать специально уже ничего не надо -- просто пора освободиться от запретов. Моя Джулия Ламберт говорила: "Когда мне будет шестьдесят, я буду есть столько, сколько влезет!" Вот так я и делаю! Естественно, в разумных пределах...