1998  1999  2000  2001  2002  2003  2004  2005  2006 

Выпуск газеты Сегодня №190 (1535) за 26.08.2003

"ЧЕМ ДОЛЬШЕ ЖИВЕШЬ, ТЕМ БОЛЬШЕ ЛЮДЕЙ, КОТОРЫХ ЕСТЬ ЗА ЧТО БЛАГОДАРИТЬ"

Свой юбилей народная артистка России Наталья Гундарева уже третий раз встречает в больнице. И не только она и ее близкие могут оценить горечь этого, но и огромное количество зрителей, которые просто считают ее своей, родной и близкой, не играющей, а по-настоящему живущей в отечественных кинохитах: "Сладкой женщине", "Труффальдино из Бергамо", "Вас ожидает гражданка Никанорова", "Однажды двадцать лет спустя", "Одиноким предоставляется общежитие", "Аэлита, не приставай к мужчинам", "Петербургских тайнах" и еще во множестве любимых и желанных.

Когда эта по-королевски ослепительная женщина в 1999 году вышла на сцену получать престижную премию "Кумир", то сказала единственое: "Чем дольше живешь, тем больше людей, которых есть за что благодарить" и заодно поблагодарила своих "врагов, которые заставляли быть лучше". Вряд ли у этой умной, красивой женщины есть достойные ее враги. Так, как всегда у талантливых людей -- завистники. Ведь, будучи максималисткой и безжалостной к себе, Наталья Гундарева примеряет эти критерии и на других. О ней говорят, что она может два раза сделать замечание партнеру, а на третий -- требует снять его с роли. Для нее очень важно, какой ценой дается результат, и потому часто, боясь не опустить собственную планку, может безапелляционно сказать "нет". И все же с виду сильная, уверенная женщина, она живет сердцем. Ведь это ее признание: "На сердце после неудачи остаются такие рубцы, что, может быть, лучше сразу умереть". Но неудачи "видит" только она сама, так как зрители ее обожают в любой роли: то ли крестьянки-простушки, то ли стервы, то ли вельможной дамы. И две Госпремии, звание народной, премию "Ника", приз имени Веры Холодной и многие другие "отметины" даются не только за красивые глаза.

"МОИ СОБСТВЕННЫЕ ДАННЫЕ НЕ ПОЗВОЛИЛИ МНЕ ОЧЕНЬ МНОГОГО"

Самое удивительное, что Наташа Гундарева после школы и не отличалась этими "красивыми глазами" и по всем законам жизненной драматургии не должна была быть актрисой, так как поступала на инженера, да и всегда была более, чем толстенькой и конопатой. Таких в актрисы не брали. Но сначала друг детства Витя Павлов (ныне известный актер), а потом и "чутье" председателя приемной комиссии Щукинского училища сделали ее студенткой театрального. Но так никогда и не прошел этот комплекс борьбы с полнотой и чувство неудовлетворенности, о чем говорят ее собственные едкие высказывания: "Трудно в матрешке предположить могучую трагическую натуру" и "Мои собственные данные не позволили мне очень многого". А свой первый показ в театр комментирует так: "Меня затягивали в бархатное платье из театра имени Вахтангова всем курсом, чтобы я казалась похудее". Но именно эта ее похожесть на девушку из обычной окружающей жизни и, вместе с тем, море женского обаяния сделали ее сразу неповторимой. Кинодраматург, автор сценария ее первого фильма "Здравствуй и прощай", Виктор Мережко точно подметил: "Гундарева с незапудренными веснушками и совсем не "диетической" фигурой казалась чудом".

Все годы после училища (более тридцати лет) Наталья Георгиевна служит в единственном театре -- имени Маяковского и считает его главным в своей жизни. Одна из ее первых ролей, сделанная всего за десять дней -- Липочка в "Банкроте" по любимому Островскому, наделала много шума. Помню, что смотреть этот спектакль с начинающей Гундаревой специально ездили из других городов. Потом были триумфальные Катерина Измайлова в "Леди Мценского уезда" Лескова, модный спектакль "Я стою у ресторана" Радзинского...

С ней, такой обязательной, фанатичной в работе, единственный раз произошел нелепейший казус -- она не пришла на собственный спектакль. Забыла. В этот день провожала друзей за границу и просто отвлеклась от постоянного ритма... На следующий день ее вызвал директор театра, и, ничего не подозревающая Гундарева, пришла к нему в хорошем расположении духа. И когда он сказал о забытом спектакле, ей стало плохо -- она потеряла сознание.

Гундарева -- женщина контрастов: то сердечная и добродушная, а то вдруг "жалящая", разочарованная. Показательны даже перемены в собственной квартире на центральной Тверской улице. Сперва жила в квартире, оформленной только в темные тона, в полумраке, и в шутку называла себя "сумеречной женщиной", а потом вдруг полностью все поменяла, решительно перекроила не только пространство в своей квартире, но и кардинально поменяла ее стиль и цвет -- бело-сине-золотисто-яркий.

"Я НАДОРВАЛАСЬ В ЭТОМ ГОДУ..."

Однажды на вопрос: "Чем она заплатила за успех" ответила: "Наверное, детьми". По иронии судьбы Гундарева очень органично и искренне сыгравшая мать-героиню в фильме "Однажды двадцать лет спустя", в жизни на своих собственных детей так и не решилась. "Я всегда была так заполнена театром, меня так волновало все, что происходило в нем и вокруг, что было жаль отдавать часть жизни куда-то на сторону. Наверное, когда я постарею, то буду очень жалеть, что нет детей. А может быть, и нет..." А в связи с тем, что сама актриса никогда не рассказывала о своей личной жизни, то молва припысывала ей разных "мужей и любовников" из актерской среды. Вначале достойного Александра Михайлова, с которым у Натальи Георгиевны была "любовь" в "Белом снеге России" и даже "свадьба" в "Одиноким предоставляется общежитие". Потом ее "выдали" замуж за Сергея Шакурова, ее частого партнера и по кино ("Собачий пир", "Тайны дворцовых переворотов"), и по антрепризе "Игрушечный рай". А вот действительные мужья Гундаревой, как ни странно, всегда были вне интересов публики. Первый -- известный режиссер Леонид Хейфец, у которого она сыграла первую роль на ТВ. Второй -- актер ее же театра Виктор Корешков, с которым они часто играли в спектаклях любовь. Третий, и самый преданный, актер Михаил Филиппов тоже из "Маяковки". В кино они вместе блистательно сыграли в "Небесах обетованных" сожителей-алкашей и в сериальных "Петербургских тайнах" -- героев-негодяев. О муже, как хорошем актере, Наталья Георгиевна может рассказывать много, а вот о личном лишь нехотя обронить: "Нас спасает абсолютная несхожесть во всем. Думаю, что если люди во всем похожи, то очень скоро им станет скучно друг с другом".

Как ни странно, она, человек предельно избирательный в своей работе, стала соглашаться на антрепризы и не скрывает, "просто чтобы зарабатывать деньги. Ну, грубо говоря, квартира есть, машина "Жигули" есть, дача на 105 километре есть. Но это же нужно все обслуживать. Я привыкла к стабильности, но у меня с детства остался страх быть чьей-то должницей... Выясняется, что очень много просто проходит мимо. Очень". А на вопрос: "Что же прошло мимо" ответила: "Жизнь!"

Когда она попала в больницу с диагнозом "обширный ишемический инсульт", вся бывшая огромная страна следила затаив дыхание, молясь за ее здоровье. Сразу же возникли версии случившегося: обвиняли и тайские таблетки для похудения, и недавно сделанную пластическую операцию, вспоминали и ее стычку с Олегом Табаковым. Наверное, все вместе. Ведь неслучайны эти способы "возвращения молодости"? Судя по очень редким интервью актрисы, она переживает сложный период жизни, свойственный сегодня большинству ее коллег и зрителей. После смерти своего "Пигмалиона", режиссера Андрея Гончарова, в театре уже была не такая востребованность, в кино тоже редко звали, появился страх возраста и будущего. За несколько недель до несчастья Наталья Георгиевна в перерыве репетиции вдруг поделилась: "Я ничего не боюсь. Боли не боюсь, страданий не боюсь. Я боюсь только смерти. Вообще, я надорвалась в этом году..."