1998  1999  2000  2001  2002  2003  2004  2005  2006 

Выпуск газеты Сегодня №192 (1537) за 28.08.2003

В КИЕВСКИХ КАФЕШКАХ ПОДАЮТ ГРЯЗНО, РАЗВЛЕКАЮТ ГРОМКО

Только в этом году по 38-ми жалобам посетителей кафе-баров-ресторанов санэпидстанция закрыла 30. Эта цифра могла бы быть и больше, будь наш народ повнимательней к местам трапезы, и не оставляй он гастрономических обид без ответа. Да и "обижаются" люди не всегда по адресу. Хотя и в СЭС объяснять правила обращения к ним не спешат.

ТОРТ НА ТАРЕЛКУ -- ВЕЛИКОЕ ОДОЛЖЕНИЕ

Зашли мы как-то небольшой компанией в пиццерию "МакСмак", что на улице Воровского. С нами была девочка-подросток, накануне перенесшая операцию. Выбрали на первый взгляд самую "безобидную" пиццу -- с куриным филе и заказали для ребенка торт. Но на поверку диетическое блюдо оказалось слишком тяжелым испытанием для наших желудков и печени, поскольку курица была копченой, да еще вместо мяса на зуб попадались шкурки да жир… Эх, надо было заставить вернуть нам деньги за эти уже погрызенные кусочки! Но мягкость характера да голод сгладили эмоции. Хотя для девочки копчености и жир были крайне нежелательны. Персонал смотрел непонятливым взглядом, мол, чё надо? Ценник неправильный? Ну, в следующий раз учтем.

Дожевывая без всякого удовольствия куриные шкурки под сыром, ребенок ждал торт. Досадно, но про нас забыли. Памятуя, что клиенты мы вспыльчивые, официантка услужливо бросилась исправлять ошибку. Надела на руку целлофановую перчатку и... без всяких щипцев-лопатки взяла кусочек недешевой выпечки и положила просто на стол, подстелив рекламный проспект! "Ну, ладно, не возмущайтесь", -- флегматично протянула девица, перекладывая кусочек на картонную тарелку.

ВСЕ ЗАВИСИТ ОТ КУЛЬТУРЫ РАБОТНИКА, В ТОМ ЧИСЛЕ САНИТАРНОГО

Устраивать великие разборки я не стала -- не было ни времени, ни желания. Эх, мягкость характера! Посмотрела на "уголке покупателя" номер телефона отдела пищевой гигиены Шевченковской СЭС и решила, что такой путь будет доходчивее для бессовестного предприятия.

--Я, конечно, могу записать вашу жалобу, но лучше позвоните позже, когда подойдет ответственный за это человек, -- ответили мне на другом конце провода.

"Человека" ждать не стала. Ведь главное -- рассмотреть жалобу, лишь бы было что. Потому рассказала суть дела сразу, "под запись", оставила свои координаты и, что немаловажно, предупредила, что я -- журналист и тему жалоб посетителей на точке питания буду отслеживать. Какой срок необходим по правилам для расследования ситуации, мне не сообщили. Но я честно прождала месяц. Увы -- ни ответа, ни привета.

Наверняка в подобной ситуации оказываются многие клиенты общепитов, потому за комментарием обращаюсь к заместителю главного санврача Киева Сергею Пастушенко.

-- Если вы обманулись потому, что на ценнике была неполная информация о выбранном вами блюде, то обращаться должны были к службе по защите прав потребителей, так как это технологические тонкости. Подобная жалоба пришла к нам недавно на кафе в Гидропарке, где мужчине подали не мясной шашлык, а из сала. А вот то, что торт оказался на столе, а не в тарелке, было нарушением пищевой гигиены, и на это могла бы отреагировать и районная СЭС, но все-таки и эту проблему должна решать потребительская служба. Здесь, с одной стороны, технологические моменты, с другой -- культура производства. Но с третьей стороны, поскольку вы жаловались не в письменной форме, а по телефону, то вам могли сразу же объяснить, куда в этой ситуации обращаться. Почему не сделали? Это тоже культура, но уже работника санэпидстанции.

ЕСЛИ КОШКА НЕ ЕСТ КОЛБАСУ -- СЭС ДОЛЖНА РАЗОБРАТЬСЯ

По словам Сергея Григорьевича, народ жалуется на все, что угодно: на плохое обслуживание официантом, да на то, что еще 5% от суммы заказа, негодяй, насчитал за обслуживание. Бывают и такие заявления по телефону: "Я купила колбасу в магазине, а ее даже кошка не ест!", или "Купил молоко в подземном переходе, а оно -- прокисшее. Помогите вернуть деньги". На такие сигналы врачи-гигиенисты не реагируют. А тем более, если они анонимные или подписаны, например так: "Киевляне, которые хотят, чтобы жизнь была лучше".

Но если даже по телефону (хотя бумаге СЭС доверяет больше) звонящий утверждает, что в таком-то кафе -- грязь несусветная и вся поевшая там компания чувствует себя плохо, -- конечно, пойдут разбираться.

-- Вот недавно был звонок: человек отравился. Мы направили его на обследование, чтоб иметь официальное подтверждение того, что из-за организованного питания клиент получил расстройство здоровья. Проверить это современными методами достаточно легко. Теперь мы занимаемся серьезным эпидрасследованием ситуации на этом предприятии по полной программе.

В нашей компетенции -- жалобы на некачественные продукты питания, на грязь в помещении и неопрятность работников, на наличие насекомых, и тут не только тараканы, но и муравьи, и даже мухи. Мы разбирали и случаи с грызунами. Еще один бич -- несогласованное меню. То есть, зарегистрировали у нас один перечень блюд, а выставляют ассортимент гораздо шире. Например, заявили горячие бутерброды в микроволновой печи, потому готовить другие не могут -- то ли условий для этого нет, то ли канализации. А работают по ресторанному меню: и салаты с майонезом, и гарниры с котлетами, и первые блюда.

В основном рекламации поступают на забегаловки, на несанкционированные торговые точки, палатки-пираты. Но и рестораны не безгрешны -- музыканты шумят позже дозволенного. Это -- тоже вопросы санстанции. Специалисты выезжают на место, замеряют децибелы. Досаждает народу веселье не только на первых этажах их домов, а даже на Гидропарке: жалуется не только Левый берег, но и Печерск.

ПОЧТИ ПОЛОВИНА ОБЩЕПИТОВ -- НАРУШИТЕЛИ

-- Недавно мы провели рейд по 6899 объектам мест питания и предприятий пищевой промышленности в столице. Не ради праздного любопытства: заболеваемость острыми кишечными инфекциями в Киеве выросла на 13,6%, по сравнению с прошлым годом. Самый высокий уровень регистрировался в Голосеевском, Оболонском, Подольском и Святошинском районах города, -- говорит Сергей Пастушенко. -- И на 43-х процентах (!) предприятий обнаружили различные нарушения санитарных норм. Забраковали почти 115 тонн продукции. За выявленные нарушения к административной ответственности привлекли 2960 человек. Общая сумма штрафов -- более 286 тысяч гривен. Больше 53-х тысячи гривен заплатили в казну 419 предприятий. Временно закрыли 664 фирмы.

--Единственное, -- признался Сергей Григорьевич. -- В Киеве зарегистрировано более шести тысяч объектов общепита, торговли и предприятий пищевой промышленности. А у нас -- всего 2--3 врача и столько же помощников в каждом районе. Выходит, порядка 60 специалистов на весь город, которые должны контролировать всех.