1998  1999  2000  2001  2002  2003  2004  2005  2006 

Выпуск газеты Сегодня №193 (1538) за 29.08.2003

НЕ ХОЧУ В ШКОЛУ!

Трудно представить, что такую фразу можно услышать от первоклассника. Психологи бьют тревогу: многие дошкольники действительно не хотят идти в школу! По некоторым опросам, до 50%! Такого раньше никогда не было, утверждают специалисты. Дети, наоборот, мечтали о школе. Конечно, потом многих постигало разочарование, но в первый класс ребята шли как на праздник. Еще бы! Они становились "большими" и уже могли сверху вниз взирать на детсадовскую "малышню", с которой еще весной играли на равных.

Теперь новоиспеченным ученикам в руки всучат огромный ранец, мешок со "сменкой", который будет волочиться по земле. А когда первоклашки будут приходить домой, больше всего им захочется достать свои игрушки и засесть с ними где-то в уголке.Маленим ученикам очень непросто приспособиться -- они пока не готовы психологически, им не хватает навыков, необходимых для адаптации в новых условиях.

БЫВАЕТ, ЧТО И ЧЕРЕЗ ГОД РЕБЕНОК ЧУВСТВУЕТ СЕБЯ В ШКОЛЕ НЕУЮТНО

Родители еще за год начинают переживать, в какую школу устроить малыша, как он будет учиться... Эта тема неоднократно обсуждается в семье, и ребенок все это слышит. Стоит помнить, что в маленьком возрасте дети особенно восприимчивы ко всему. Они начинают много думать о школе, о том, смогут ли они там учиться. В общем, "примерять" себя к этой неведомой среде. А поскольку дети ничего о школе не знают, то им, конечно, бывает страшно. Порой настолько, что у первоклассников могут появиться различные неврозы.

Не всем удается успешно справляться с теми трудностями, которые поджидают в школе. Принято считать, что адаптационный, а иначе говоря, проблемный период заканчивается уже через месяц-другой. Но на практике все совсем не так. Бывает, что ребенок и через год чувствует себя в школе неуютно.

Первая опасность, подстерегающая первоклассника -- восприятие его учителем, как одного из многих. Для малыша, с первых дней жизни окруженного подчеркнутым вниманием взрослых, такое растворение в коллективе может обернуться настоящим ударом по самолюбию. В итоге может снизиться самооценка и даже мелкое происшествие грозит обернуться неуверенностью в себе -- у живого и общительного ребенка появляются комплексы.

-- Учителя должны сделать так, чтобы у детей не было страха перед ними, -- уверена детский психолог Ирина Мельник. -- А ведь часто получается, что именно страхом проще всего воспользоваться для того, чтобы детьми было легче управлять. С одной стороны, это хорошо, потому что в классе порядок, но с другой -- этот страх крайне отрицательно влияет на психику детей. В итоге ученики воспринимают материал гораздо хуже, чем могли бы.

Первое время каждый ученик испытывает давление и со стороны одноклассников. В детском коллективе очень жесткие правила. Ребята сами устанавливают между собой неформальные отношения -- выясняют, кто какую роль будет играть в их новой "игре". Детсадовский ребенок в более выгодном положении -- он уже знает свое место в коллективе. А ребенок, который воспитывался дома, привык всегда быть в центре внимания семьи, первых ролей ожидает и здесь.

Бывает так, что дети не справляются со школьными заданиями. Им не хватает запаса памяти, возникают трудности пространственной ориентации (неточное изображение букв и цифр, неправильное расположение их в тетради). Порой очень трудно сконцентрироваться на какой-то теме. А ведь на уроке требуется постоянное внимание. Если родители не научили ребенка воспринимать информацию, мало разговаривали с ним и не слишком серьезно относились к его детским вопросам, то здесь проблем не избежать.

-- Ни в коем случае нельзя допускать, чтобы в общении с ребенком у родителей преобладала оценочная мотивация учебы, -- продолжает психолог Ирина Мельник. -- Нельзя внушать своему чаду, что он должен приносить только "двенадцатки". Если ребенок боится учиться плохо, он думает уже не о получении знаний, а о той норме, которую он должен выполнить. А страх и постоянные переживания забирают у него энергетику, которую нужно потратить на познания и получение информации.Он начинает быстро утомляться, теряет интерес к учебе. Со стороны кажется, что это мелочь. Но если родители начнут требовать от ребенка, чтобы он хорошо учился несмотря ни на что, то из него вырастет скорее исполнитель, нежели творчески мыслящий человек.

Есть первоклашки, которые никак не могут приспособиться к школьным нормам поведения, а, следовательно, и понять не могут, к чему, собственно, и как им надо адаптироваться. Они могут встать из-за парты во время урока, забывают, что нужно поднять руку перед тем, как что-то сказать на уроке.

ЗДОРОВЬЕ ВСЕ-ТАКИ ДОРОЖЕ!

Дети от учебы устают. Их утомляет долгое неподвижное сидение за партой, необходимость постоянно что-то запоминать, преследует страх не успеть, не ответить, ошибиться. И если вечером, в выходные дни, за время каникул ребенок не успевает восстановить силы, у него формируется хроническое
переутомление. Проявляться оно может по-разному: вечером долго не может заснуть (хотя ложится позже положенного времени), делая домашнее задание, не может сосредоточиться (долго копается, ищет учебники), на уроках часто отвлекается, отвечает невпопад, становится возбужденным, что, в зависимости от возраста, проявляется в капризах, грубости, плаксивости и т.д.

-- Чтобы избежать проявления всех этих симптомов, первым делом необходимо обеспечить своему сыну или дочке двигательную нагрузку -- посещать спортивную секцию, в выходные устраивать загородные прогулки, -- советует Ирина Мельник. -- Кроме того следует подумать, не слишком ли велик для вашего ученика груз дополнительных занятий -- иностранные языки, музыкальная школа, репетиторы... Здоровье все-таки дороже! Лучше всего выработать оптимальный распорядок дня, чтобы в одно и то же время делать уроки, гулять, укладываться спать. А вот в выходной дайте ребенку спать столько, сколько ему хочется. Если же вы чувствуете, что в одиночку все эти проблемы решить не в состоянии или просто не знаете, как поступить в той или иной ситуации, лучше, не откладывая, обратиться за консультацией к школьному психологу.