1998  1999  2000  2001  2002  2003  2004  2005  2006 

Выпуск газеты Сегодня №195 (1540) за 01.09.2003

СУДАКСКУЮ КРЕПОСТЬ ЗАХВАТИЛИ РЫЦАРИ

Крохотный поселок "Уютное", которого не найти на карте Крыма, дважды за последний месяц становился пристанищем пусть не странствующих, но все-таки рыцарей. Так уж вышло, что находящаяся здесь Генуэзская крепость стала Меккой для античных воинов, средневековых всадников, жрецов и ведьм, знатных вельмож и простолюдинов. Все вместе это называлось фестивалем исторических обществ "Рыцарский замок".

ПОПАСТЬ В ПРОШЛОЕ НА ДЕНЕК -- ДЕЛО НЕХИТРОЕ

Унылый страж, одетый по средневековой моде, старался не слишком размахивать алебардой, озираясь в поисках ближайшей "кафешки". Курортный народ Судака лениво проводил его взглядом, "переключив" внимание на босую арабскую девушку, затем -- на группу рыцарей в доспехах, странника и весьма пеструю девицу в наряде неведомой эпохи. Участники шоу, предназначенного для туристов, явно изнывали от жары. Попив пива, воды и выкурив пару сигарет, молодые люди снова направились к стенам стилизованного замка.

На подходе к кассам людей заметно прибавилось. В основном, пришедшие жаждали попасть на экзотический фестиваль, но были и такие, кого возмущал сам факт его проведения. Понять их можно: вместо 5 гривен цена билета "взлетела" до 20. Пройти же по нему можно было только одному человеку и лишь один раз -- варианты "обеденных перерывов" для зрителей в суточной программе не предусматривались.

-- Мама, иди сюда -- посмотри скорее, какая Ниндзя стоит! -- почти кричал в порыве изумления малыш годиков четырех. -- Это не Ниндзя, а живой дядя, -- хладнокровно "убила" ребенка мама, констатировав банальный факт.

Страж-ниндзя тем временем мужественно сдерживал напор безбилетчиков и вглядывался в лица "своих" с бэйджами: фестиваль явно оправдывал свои задачи.

-- Популяризация Судакской крепости и Крыма для туристов -- действительно, наша цель, -- заявила пресс-секретарь фестиваля Наталья Рыбчинская. -- Мы проводим такое мероприятие уже третий раз. Результаты, я думаю, есть: по данным этого года, посещение крепости выросло на 70%.

То, что о туристах позаботились, конечно, приятно. А то, что прессу поделили на "нашу" и "вашу" -- это, очевидно, по-крымски. Представители курортных СМИ оказались для местных устроителей в привилегированном положении -- остальным журналистам у "принимающей" стороны не хватило даже пресс-релизов.

Впрочем, сам фестиваль прошел почти в соответствии с программой. Название "Рыцарский замок" оказалось совершенно условным: рыцари были далеко не единственными героями, а определить, какие периоды истории охватило шоу, вообще оказалось непросто. Костюмы участников относились к античным временам, в наличии имелись древние славяне, знатные вельможи, и даже простой люд XVII--XVII столетий. В названии же "Рыцарский замок" был предусмотрен тайный смысл: рыцарство -- вовсе не часть эпохи. Это символ благородства и мужественности, если хотите -- состояние души.

Первое, что бросилось мне в глаза -- это конкурсы исторических костюмов. Наряды оказались разные: одни реконструированные, другие -- стилизованные. Реконструкция, признаться, впечатляла больше: предполагалось, что такие платья сшиты из тех же тканей, что и "тогда", да еще с соблюдением технологий. Чтобы достичь полного эффекта, некоторые участники сшивали лоскуты толстой иглой и даже красили свои изделия отваром луковой шелухи, отдельные же энтузиасты сами выращивали лен и вручную ткали.

Многие зрелища оказались разбросаны по разным площадкам и башням крепости. Отойдя от костюмированного шоу, упираюсь в экипированного от пяток до макушки средневекового рыцаря. Герой без страха и упрека в повседневной жизни -- Евгений Дудко, для друзей -- Харлей, а на фестивале -- Альбрехт Вульфгер. Впечатление на зрителей экипированный всадник производил неотразимое. По словам дружественных воинов, Харлей -- личность на фестивале незаменимая и исторически значимая: все доспехи он создал сам, причем не только себе, а и большинству рыцарей турнира. В этом искусстве, убеждены конники, равных Альбрехту нет. Замечу, кстати, что весят современные средневековые доспехи "всего" 39,5 килограммов. От забот о предстоящем сражении Евгения неожиданно отвлекает звонок мобилки. Выудить телефон из-под доспехов несложно, но говорить -- мешает шлем…

-- Да, мы курим и звоним по телефону, -- соглашается Данила, рыцарь из Керчи. -- Но если мы будем во всем походить на средневековых всадников, тогда придется устраивать и настоящее кровопролитие, и натуральные пытки инквизиции. По-моему, лучше уж так...

В нескольких шагах от места поединка расположились кузнецы. Олег Криворученко из Симферополя считается одним из лучших мастеров художественной ковки, его мечи из армированной стали -- действительно профессиональная работа. Кстати, кузнецы оказались далеко не единственными умельцами на фестивале. Слева, в стороне от центрального места боев, разместились ремесленники Квартала Мастеров. Купить здесь можно было все, что угодно -- от бус и колечек до шлема с мечом. Правда, тяжелое стальное изделие предлагалось исключительно в тупом варианте -- потому как и не оружие это вовсе, а спортинвентарь!

"ГОЛОВУ ИМ ОТРУБЯТ -- И ДЕЛОВ-ТО ВСЕГО…"

Жаждущим впечатлений периодически напоминали со сцены, что в крепости работает… выставка орудий пыток. За то, чтобы ужаснуться, требовалось выложить еще 3 гривни, но, что интересно, к орудиям пыток времен инквизиции наши люди потянулись! Мамы с энтузиазмом отправляли дочек в седалище с острым колом внизу (орудие пыток для женщин) -- и те, улыбаясь, висели там, вцепившись руками в поручни, иначе могло быть всякое... Сынишек же "заботливые" родители запихивали в кресла с иглами и укладывали под гильотину. Все это усердно фотографировалось.

Наиболее эффектные эпизоды проходили в крепости на центральном "пятачке". Девиз "хлеба и зрелищ" работал на все сто: публика жаждала бугурта -- массового постановочного сражения. И вот...

Призывно затрубили трубы, увлекая славянское воинство на штурм "Замка герцога". В пылу битвы удары мечами крепли, и воины принимались сражаться совсем не "понарошку". Серьезные последствия собравшимся не демонстрировали. Да их и не было, утверждают организаторы. Правда, доктору работа все-таки нашлась: одному из участников сражения рассекли мечом голову. "Ветераны" фестиваля говорят, что это -- обычное явление. Слушая их, невольно содрогаюсь, вспоминая Ивана Грозного в интерпретации Леонида Гайдая: "Голову им отрубят -- и делов-то всего…"

-- Ничего страшного на самом деле не произошло, -- уверяет один из организаторов фестиваля, президент федерации исторического фехтования и реконструкции Юрий Захарчук. -- Парень просто потерял немного крови, а череп у него цел. Наложить швы на кожу головы -- не такая уж проблема, к тому же он не остался лежать на поле брани и был в состоянии сам передвигаться.

Для девиза фестиваля вполне подошел бы бравый припев в современной обработке: "Мечом махали настоящие мужчины, трус -- не махал бы мечом!" Так оно и было. А отсутствие у ворот крепости дежурной машины скорой помощи, вероятно, тоже символизировало рыцарскую непритязательность бесстрашных воинов. Со своей стороны пытаюсь разобраться, кто и почему пренебрег "неотложкой". Выяснилось, что на весь Судак "скорая" -- одна. Вторая машина у отделения, в принципе, есть, но зарезервирована и просто так никуда не выезжает. "Если кого-то все-таки придется госпитализировать, легковой автомобиль у нас имеется", -- убедительно заявил напоследок Юрий Захарчук.

Поскольку рыцарство немыслимо без битв, бугурты, или массовые постановочные сражения, устраивались "по расписанию" -- дважды в день и при стечении народа. Успех имели также показательные стрельбища. Заповедную землю Судакской крепости неизменно сотрясали выстрелы из древних орудий -- кулеврины, балисты, серпентины и даже катапульты. Впрочем, ничего иного, кроме всеобщей пользы, если верить словам завотделом музея "Судакская крепость" Александра Фарбея, сии грохотания не принесли. Крепость, уверил Александр Михайлович, от этого нисколько не пострадала.
В отличие от военных баталий, мирные занятия, например, танцы, курортники воспринимали преимущественно с безразличием.

ВСАДНИКАМИ И ЛУЧНИКАМИ НЫНЧЕ ПОЛНА ВСЯ ЕВРОПА

В финальной части мероприятия все рекламные афиши обещали мюзикл "Четыре мушкетера" и праздник вина. Скажу откровенно: понять, в чем заключался этот праздник, мне так и не удалось: винных бочек никто не выкатывал и в образе Бахуса не явился. Выпить за свои деньги посетители, конечно, могли -- но почему тогда не объявить праздник печенья или лимонада? Вокруг меня народ шутил: опять обманули -- ну, все как всегда…

К началу вечерних "Мушкетеров" на фестивале остались самые стойкие. Мюзикл был поставлен впервые и зрителям понравился.

В перерывах между "программными" номерами общаюсь с подуставшими участниками. Оказывается, в Генуэзскую крепость съехались представители почти 50 клубов из России, Молдовы, Украины и Беларуси. "Рыцарский" возраст -- самый разнообразный: "фестивалили", ни много ни мало, даже 60-летние "фанаты", а самой младшей участнице, разгуливавшей, как и положено, в средневековом костюме, исполнилось 3 года.

Подобные фестивали, уверяют представители исторических обществ, традиционно проходят в Европе, но только "у них" они более театрализованы -- сюжет и роли четко расписаны. Наши же "сценаристы" оставляют за рыцарями право завершить бой "как Бог даст"-- с "огоньком" и экспромтом. Хорошо это или плохо -- судить зрителям. Пока что таких фестивалей в Крыму прошло три. Организаторы уверяют, что продолжение "рыцарских историй" обязательно станет ежегодным.

В этот раз одной из заключительных фраз фестиваля стало объявление: "Уважаемые воины! Кто забыл в продовольственном магазине ножны от меча -- подойдите к воротам герцогского замка!"