1998  1999  2000  2001  2002  2003  2004  2005  2006 

Выпуск газеты Сегодня №195 (1540) за 01.09.2003

АТОМНУЮ ЛОДКУ ПОГУБИЛО ЛЕГКОМЫСЛИЕ НАЧАЛЬСТВА?

В субботу рано утром в трех милях к северо-западу от острова Кильдин на глубине 238 м затонула атомная подлодка К-159 проекта 627А Северного флота России. Ее буксировки для утилизации на завод "СРЗ-10" в город Полярный. По данным Газеты.ru, субмарина, выведенная из боевого состава в 1989 году и ожидавшая утилизации в пункте базирования в пос. Гремиха (когда-то самом засекреченном населенном пункте СССР), двигалась под водой, прикрепленная тросами к четырем понтонам. Их тащил буксир. Около 4 часов утра вдруг оборвались два троса, соединяющие нос АПЛ с понтонами. Так как на море штормило (3--4 балла), лодка, как говорят моряки, "стала рыскать по курсу". Ее заносило из стороны в сторону и вскоре не выдержали и оборвались кормовые тросы. При этом, как предполагают военные, К-159 получила повреждения. Ее командир -- капитан второго ранга Сергей Лаппа -- связался с руководителем операции и доложил о поступлении воды в восьмой отсек. Экипажу приказали срочно покинуть судно, а по Северному флоту объявили тревогу. К месту происшествия вышли спасательные катера, но помочь не смогли -- подлодку сильно накренило, и она быстро пошла ко дну. После этого связь с экипажем прервалась.

На борту субмарины находились десять моряков-контрактников. По данным ИТАР-ТАСС, один человек -- командир группы дистанционного управления старший лейтенант Максим Цибульский -- был спасен. По его собственному признанию, он оказался в воде, выпав из рубки, в тот момент, когда подлодка начала тонуть. Он пробыл в холодной воде полтора-два часа.

На момент верстки номера были обнаружены тела двоих членов экипажа. Семеро считались пропавшими без вести. По словам начальника главного штаба ВМФ России Виктора Кравченко, надежд на их спасение почти нет, учитывая нынешние погодные условия в Баренцевом море. Правда, если кто-то из военных остался на субмарине и ему удалось задраиться в каком-нибудь из отсеков и добиться полной герметизации, шанс на спасение есть. Вчера рассматривался план спуска водолазов к субмарине, лежащей горизонтально с небольшим креном на левый борт. Вчера же на Северном флоте и в Мурманской области был объявлен день траура по погибшим морякам.

Кравченко также заверил, что радиационный фон в месте ЧП в норме и никакого его повышения после затопления подлодки не зафиксировано. В 1989 году оба ее реактора были заглушены и приведены в состояние ядерной безопасности. Однако специалисты норвежского неправительственного экологического объединения Bellona считают, что К-159 представляет ядерную и радиационную опасность. Учитывая возраст и состояние субмарины, экологи сомневаются в надежной герметизации реакторов, активные зоны которых содержат около 800 кг отработанного ядерного топлива. "Без ответов на вопрос о том, каков коррозионный износ этих элементов и выдержат ли эти герметичные сосуды давление воды на той глубине, где затонула АПЛ, невозможно утверждать, что ее реакторы находятся в безопасном состоянии и не являются потенциальным источником радиационного загрязнения акватории Баренцевого моря", -- считает руководитель петербургского отделения Bellona, бывший офицер Северного флота, капитан первого ранга Александр Никитин. Также экологи указали на то, что ранее заявляли об опасности транспортировки АПЛ с ядерными реакторами на борту при помощи тросов. Они еще в 2001 году предлагали вариант, когда выемка реакторов производится в сухом доке, имеющемся в Гремихе. После этого лодку, как консервную банку, можно было заварить и тащить с помощью понтонов куда угодно, передает НТВ.

Точные причины ЧП в Баренцевом море пока не известны. Создана оперативная группа по расследованию обстоятельств происшествия. Вчера шел допрос представителей командования Северного флота, у которых предстояло выяснить, в первую очередь, почему отсутствовал контроль за транспортировкой атомохода. Было установлено, что руководитель перехода капитан второго ранга Сергей Жемчужнов вопреки неблагоприятному гидрометеорологическому прогнозу принял решение о выходе в море. Кроме того, затонувшую подлодку должны были отбуксировать и утилизировать еще в 2002 году. Эта операция была перенесена на июль нынешнего года, а фактически переход начался 28 августа. В отношении Сергея Жемчужнова и нескольких должностных лиц из руководства Северного флота возбуждено уголовное дело по ст. 352 УК РФ (нарушение правил кораблевождения). Министр обороны РФ Сергей Иванов и главком ВМФ России Владимир Куроедов заявили вчера, отправляясь к месту ЧП, что предварительная причина гибели подлодки К-159 -- превышение должностных полномочий, нарушение инструкций и приказов. "Элементарное легкомыслие, надежда на русское авось, что все обойдется, несомненно были", -- цитирует РИА "Новости" слова министра. Он также заявил, что К-159 будет поднята на поверхность. "Говорить о сроках подъема пока преждевременно. Пройдет, может быть, несколько месяцев, прежде чем будет готово безопасное техническое решение на подъем К-159. Но это вполне возможно", -- привел слова министра ИТАР-ТАСС.

С 1961 по 2000 год в авариях на советских и русских атомных подводных лодках погибло более 500 человек. Предыдущая потеря Северного флота -- АПЛ "Курск", затонувшая со 118 моряками на борту три года назад также в Баренцевом море и тоже в августе.