1998  1999  2000  2001  2002  2003  2004  2005  2006 

Выпуск газеты Сегодня №196 (1541) за 02.09.2003

"ДЛЯ МЕНЯ НЕТ АЛЬТЕРНАТИВЫ: БЫТЬ БОГАТЫМ ИЛИ ГОРДЫМ"

Парадоксальный и всегда непредсказуемый ИВАН МАРЧУК презентовал среди лета выставку своих зимних пейзажей под названием "Ніч яка місячна..." в доме-музее Ивана Кавалеридзе. Иван Драч заметил, что полотна Марчука удивительны -- они поражают душевной теплотой, его зима греет и дает надежду на лучшие времена.

...С недавних пор художник, двенадцать лет, подобно птице, разрывающийся между Америкой и Украиной, окончательно осел на родной земле. Аргумент у Ивана Степановича на сей счет прост и даже несколько романтичен: "Украина год от года становится все красивее. Главное, что у нас теперь есть свобода..."

Наверное, приятно вернуться в родной дом, когда ты уже состоялся: картины Марчука выставлялись в разные годы в лучших галереях Сиднея, Вашингтона, Нью-Йорка, Детройта... Большая часть из них осела на всех континентах в частных коллекциях. Но прежде чем в его судьбе зажегся "зеленый свет", мастеру пришлось пройти через множество испытаний. Долгие годы он даже не мечтал о выставках, поскольку работал в стиле, который соцреализмом "не предусматривался". Когда же началась перестройка, друзья художника помогли показать людям уникальные работы мастера, выполненные в технике "плентанизма" (так шутливо сам художник охарактеризовал неимоверно сложную технику своего письма, напоминающую запутанные женские волосы).

Личность Марчука овеяна таинственностью -- известно, что потрясающий триптих "Монолог", словно сотканный из тревоги, он создал за две недели до взрыва в Чернобыле. С мастером интересно разговаривать на разные темы, но самая волнующая -- судьба Украины...

-- Представить невозможно, чтобы, например, Италия вдруг забыла свое народное песенное творчество, -- говорит Иван Марчук. -- И сегодня с каждого балкона там звучит старинная музыка. Что же происходит у нас? Во все стороны кручу ручку настройки приемника, надеясь услышать старинную песню или классическое произведение, но, увы, попадаются лишь пустопорожние шлягеры. Как-то удалось наконец услышать "Гуцулку Ксеню". Господи, какой бальзам!

-- Ну, Иван Степанович, в отношении к музыке вы явно не модернист!

-- Почему же? Я себя причисляю к тем, кто умеет жить вне времени и пространства, к модерновым людям. Поверьте, шаровары ненавижу как таковые, но обожаю народную культуру. Более высокого искусства не знаю и считаю: если исчезнет народная песня, нашей нации не станет. Без своей культуры украинцы превращаются в рабскую массу, неспособную постоять за себя. Если и дальше будет так продолжаться, то не исключено, что в будущем представители развитых стран соберутся и будут решать, какое название дать землям, ранее именовавшимся Украиной...

-- Отчего так происходит?

-- Оттого, что мы имеем райские земли, но не имеем ума. Воистину получается, как в известной поговорке: "Дал Бог красоту, а умом обделил..."

-- Столь эмоциональное отношение к народной песне, наверное, связано с тем, что сами любите петь?

-- Это точно: петь очень люблю, но, к сожалению, не имею голоса... Потому ищу по радио произведения настоящего искусства, а вместо них попадается идиотская попса. Вот и получается, что сейчас повсюду идет не что иное, как монополизация идиотизма. Похоже, кто-то поставил цель -- превратить людей в идиотов, ведь бессмысленная музыка не может не отражаться на сознании и на душе человека...

-- Вы и по деревенским хатам тоскуете... Но сами вряд ли хотели бы жить в одной из них?

-- Никогда не буду рисовать современные красивые дома, скорее напоминающие дворцы. Буду рисовать архаические хатки, которые ассоциируются у меня с народной песней. Я выбрал бы для жизни большой дворец, в котором множество стен. Скажем, чтобы было в нем сто комнат. В тридцати комнатах я бы развесил свои картины, а остальные семьдесят постепенно заполнялись бы новыми. У меня был бы неимоверный стимул к творчеству. Я всегда говорил: чем больше стен, на которых можно вывесить свои картины, тем дольше я буду жить...

-- Как-то вы назвали себя гордым человеком. В какой степени на такую самооценку повлияла Америка?

-- Все дело в том, что я всегда был гордым. Для меня нет альтернативы: быть богатым или гордым. Если даже я беден, никто из богатых мира сего со мной не сравнится. Мне иногда кажется, если бы у нас больше людей были гордыми, мы давно превратили бы свою землю в истинный рай. Собственно, зачем люди рождаются? Для того, чтобы прожить свою жизнь гордо и чисто.

-- Чему, все-таки, вы научились в Америке?

-- Это был период напряженнейшего труда -- с одной стороны, я с утра до ночи работал. А с другой стороны, имел счастье видеть лучшие достижения мастеров мирового уровня, постоянно бывая в галереях, на выставках.

-- Чувствовали ли вы себя представителем, мягко говоря, далеко не развитых стран планеты?

-- Я не понимал людей, которые приехав в Америку, уже на второй-третий день начинали плеваться в сторону родной земли. Конечно, государственные порядки у нас "не такие", но разве можно хаять землю, на которой родился? Смотрел я на этих людей, торжествующих, что они уже в Америке, а у самого рыдала душа -- чувство ностальгии мог приглушить только работой. По родине невозможно не скучать. Случалось, я проезжал по Австралии полторы-две тысячи километров, глядел в окно, но не видел пейзажа, который хотелось бы нарисовать. В воображении стояла наша тропинка, а по сторонам -- лопухи, ромашки или берег Днепра с душистыми травами. А еще нигде в мире нет таких искренних людей, как у нас. Каждый раз, когда приезжаю в родное село на Тернопольщине, хочется обнять каждого... На Западе все по-другому: там деньги -- основа всего. И те несчастные люди начинают жить лишь в 70--75 лет, когда перестают делать деньги и начинают путешествовать.

-- Что, по-вашему, самое главное в жизни

-- Свобода. Независимо от власти, экономических условий, она для меня всегда была превыше всего остального.

-- Даже искусства?

-- Когда ты свободен, в искусстве можешь создавать все, что захочешь.

-- Есть люди, которые подобно Чехову, всю жизнь выдавливают из себя раба...

-- У меня все было по-другому: кажется, уже в утробе матери я так любил свободу...