1998  1999  2000  2001  2002  2003  2004  2005  2006 

Выпуск газеты Сегодня №196 (1541) за 02.09.2003

ЧТО ОРДА НЕ ТРОНУЛА -- САМИ РАЗРУШИМ?

Богатый на археологические находки Подол недавно выдал "на гора" очередную сенсацию, которая, похоже, перевернет представление о развитии Киева в XII столетии. Как известно, в истории этот период обозначен как время упадка Киевской Руси, и политического, и культурного. Но доселе неизвестная церковь, обнаруженная на строительной площадке по ул. Юрковской, 3, свидетельствует об обратном.

О значении находки говорит хотя бы тот факт, что археологи срочно созвали на ее презентацию журналистов. По словам Михаила Сагайдака, руководителя Подольской археологической экспедиции, уникальность церкви уже в том, что сохранились не только фундаменты, но и стены, высота которых местами превышает 1 м. Тогда как от большинства известных храмов того периода остались лишь фундаментные рвы. Это касается, например, Кловской церкви на Печерске, комплекса сооружений вокруг Десятинной церкви.

Находку условно назвали "Над ручьем", в смысле, церковь, которая стоит над ручьем. (С одной стороны протекал Юрковский ручей, с другой -- Иорданский.) А настоящее ее "имя", судя по некоторым намекам в летописях, связано со святым Николаем. Сложность в том, что все подольские церкви стояли над ручьями. Поэтому мнения историков здесь расходятся. Одни говорят, что летописная Николаевская церковь над ручьем -- это храм Николая Притиска на Подоле, другие, что это церковь св. Ильи. Последняя находка только добавляет "головной боли". Тем не менее археологи ликуют. И печалятся одновременно.

-- Боюсь, как бы нашу церковь не постигла участь многих других, -- вздыхает Михаил Андреевич. -- Часто значимость культурной ценности нивелируется под натиском экономической выгоды. И хотя, по неофициальным данным, заказчик приостановил финансирование здешнего строительства дома с подземным паркингом, нет гарантий, что у нас будет время и средства, чтобы как следует изучить и, главное, сохранить памятник.

Времени до холодов осталось не так уж много. Работы же ведутся очень медленно. Дело в том, что церковь погребена... под могилами, первые захоронения которых датируются примерно XVII веком. Журналисты с любопытством следили за манипуляциями археологов, аккуратно расчищающих щеточками останки древних подолян. Их измеряют, фотографируют и переносят в "офис" археологов, где они будут дожидаться антропологов. После более детального изучения скелеты перезахоронят, возможно, даже где-то поблизости. В любом случае, место их нынешнего погребения, по этическим соображениям, нужно как-то мемориализовать. Но это уже зависит от более высоких инстанций, к которым археологи уже успели обратиться, в частности, от госслужбы охраны культурного наследия Минкультуры.

Что касается церкви, то на зиму ее придется "законсервировать". Вообще же, чтобы исследовать ее досконально, может понадобиться не один год. Во-первых, потому, что, как уже указывалось выше, она неизвестна науке. О ее существовании лишь догадывались по отдельным фрагментам, найденным во время строительства соседних домов: археологам то и дело попадались осколки розоватого кирпича. Параллельная техника кладки, кстати, говорит о прогрессе в архитектурном развитии города того периода, что противоречит общепринятой версии об "угасании". Для памятников предыдущего, XI века, скажем, Софии, характерна кладка, при которой камни "перемешаны" с кирпичами. Стены же церкви "Над ручьем" напоминают привычные нам кирпичные здания.

Если говорить о значении церкви в контексте общепризнанных памятников, то, по словам Сагайдака, она стоит на одном уровне с Михайловским Златоверхим собором, храмом Успения Богородицы Пирогощи, Кирилловской церковью. К слову, "наш" храм стоял вблизи знаменитой Кирилловской палеолитической стоянки, на перекрестке дорог, ведущих к древним Дорогожичам, Вышгороду и Белгороду. Мало? Вот вам еще одна особенность. Храмы Киевской Руси, как правило, возводились в честь правления того или иного князя. А церковь святого Николая не связана с именем ни одного из них. Предполагается, что ее возвела какая-то местная община, поэтому имеет, прежде всего, общегородское значение.

Что касается судьбы найденной церкви, то археологи с уверенностью могут сказать: хана Батыя она пережила. Более того, дотянула аж до XV века. Дальше -- мрак. Разгадка тайны -- под большим вопросом. Если бы археологи смогли довести дело до конца, этот объект наверняка занял бы одно из ведущих мест в программе посещения туристов. При этом не обязательно церковь восстанавливать. Подлинные руины гораздо интересней современной подделки.