1998  1999  2000  2001  2002  2003  2004  2005  2006 

Выпуск газеты Сегодня №196 (1541) за 02.09.2003

ДРУГАЯ ПОДЛОДКА "ПОМЕШАЛА" СПАСТИ МОРЯКОВ ТОНУЩЕЙ СУБМАРИНЫ

На вчерашний полдень продолжающиеся более двух суток поиски в районе затонувшей АПЛ К-159 не дали новых результатов. Спасатели говорили, что пропавшие без вести семеро подводников, предположительно, остались в лодке, лежащей на глубине 238 м, сообщает ИТАР-ТАСС. В поисках при благоприятных погодных условиях задействованы 5 кораблей Северного флота, а также два вертолета и два самолета. Они облетают остров Кильдим и материк в надежде, что кто-то из моряков все-таки сумел добраться до берега.

Единственный выживший после катастрофы -- старший лейтенант Максим Цибульский -- переведен из реанимации в палату интенсивной терапии. Между тем его родные заявили "Эхо Москвы", что узнали о гибели субмарины и о спасении Максима из сообщений СМИ. Оттуда же они черпают информацию о состоянии здоровья подводника. Никто из представителей Северного флота или иных военных ведомств до вчерашнего дня не связался с семьей моряка, не уведомил родственников о случившемся. Вечером 1 сентября отец Цибульского хотел выехать в Мурманск, чтобы встретиться с сыном -- поездку пообещал оплатить Санкт-Петербургский клуб подводников.

В воскресенье вечером министр обороны Сергей Иванов, вернувшийся из Североморска с места гибели К-159, доложил президенту России о первых результатах расследования и общих итогах своей поездки. Как сообщил С.Иванов, 100-метровая подлодка затонула из-за нарушения в ходе буксировки технических норм, а также из-за неоперативных действий военных. В штабе Северного флота признали, что экипаж субмарины можно было спасти, но, получив сигнал бедствия, военные не смогли сразу оценить ситуацию и грамотно начать операцию спасения. Как сообщает РИА "Новости", в момент катастрофы в этом же районе находилось еще две подлодки. Одна из них -- боевая субмарина -- выполняла учебное задание. Другая шла также на утилизацию, но в надводном положении. Поисковые самолеты, увидев ее с воздуха, доложили о том, что "ЧП нет". Ошибка выяснилась позже, поэтому спасательные работы начались с запозданием. Кроме того, стали известны и другие подробности, в частности то, что лодка затонула на два часа раньше -- не в 4.00, а около 3.00 ночи с пятницы на субботу. Уже в 2.20 команда получила приказ о срочной эвакуации с судна.

Уровень радиации в районе затопления К-159 в Баренцевом море вчера соответствовал природному. Об этом сообщил ИТАР-ТАСС начальник пресс-службы Северного флота капитан первого ранга Владимир Навроцкий. Создана группа по контролю за радиационной обстановкой на месте катастрофы. Топлива на борту затонувшей лодки нет. Замминистра по атомной энергии РФ Сергей Антипов заявил, что реакторы К-159 ядерной и радиационной опасности не представляют. По его словам, в 1989 году реакторы этого выведенного из состава ВМФ атомохода были заглушены, а все трубопроводы и кабельные отсеки надежно и герметично заварены.

Согласно статье в Frankfurter Rundschau, переведенной NEWSRU, российские военные использовали для транспортировки на демонтаж ядерного реактора и утилизацию 50-летней субмарины самый дешевый способ. Возможно, это объясняется тем, что командование флота хотело сэкономить какую-то часть из $800 тыс., ежегодно выделяемых на эти цели правительством, а также рядом зарубежных организаций. Издание задалось вопросом, почему на борту подлодки, давно утратившей плавучесть, оказалось 10 человек.