1998  1999  2000  2001  2002  2003  2004  2005  2006 

Выпуск газеты Сегодня №197 (1542) за 03.09.2003

КАНАЛ -- МАКЕТНЫЙ, КОРАБЛЬ -- ГАЗЕТНЫЙ

Мы уже сообщали, что в минувший понедельник в загородной волновой лаборатории Института гидромеханики журналистам представили уменьшенную в сорок раз модель судоходного канала "Дунай--Черное море", который проляжет через биосферный заповедник. "Что это за бассейн такой, где ученые играют в Гулливеров, и зачем лишняя трата денег?" -- задавались вопросом некоторые звонившие читатели.

-- Согласно Указу Президента Украины Минтранс воплощает в жизнь проект глубоководного судоходного канала через русло Быстрое, -- начал свой разговор с журналистами представитель пресс-службы Министерства транспорта. -- Сейчас на полигоне Института гидромеханики вы увидите его модель. Протесты "зеленых"? Здесь больше политики. Речь не о вреде для природы: румыны не хотят иметь рядом сильного конкурента, вот и давят на нас всевозможными путями. Нет-нет, я не сказал, что они платят нашим экологам, -- спохватился наш коллега.

ВКЛЮЧИ ФАНТАЗИЮ -- НАКРОЕТ ТРЕХМЕТРОВАЯ ВОЛНА

Где именно в Киевской области находится поселок Кийлов, не знал даже водитель автобуса, подвозивший пишущую братию на полигон. Журналистов начал разбирать нервный смешок. Хорошо, что по дороге подсел кто-то из "Укрречфлота". Он всех успокоил и заверил, что через час мы будем в Бориспольском районе разглядывать проект.

-- Как ваша лаборатория правильно называется? -- спросили мы у мужчины в шортах, прибыв на место.

-- Официально даже не помню, -- пожал тот плечами. -- Говорим "Кийлов" да и все. "Волновая лаборатория", кажется.

Что происходит в огромном, поросшем травой бассейне с темной речной водой еще стоило догадаться. Гидротехник, стоя по щиколотки в воде, объяснял, размахивая руками. Вот устье русла Быстрое, из него вода выходит со скоростью 1,5 тысячи метров в секунду. Вот вытекает в море, вот то -- слева -- волновая машина, делает шторм в 3,2 метра. А эта дамба из щебня будет защищать от наносов прорезь, которую пророют по дну канала строители. А справа -- "птичий остров"…

-- Что модель показала такого, чего не смогли предусмотреть математические расчеты?

-- Мы убедились, что в условиях формирования волн в этой местности дамба действительно позволит существенно уменьшить расходы на постоянное очищение от наносов, -- рассказывает директор института Виктор Гринченко. -- Кстати, считается, что первая Вавилонская цивилизация погибла из-за того, что люди не умели бороться с заносимостью канала. А реки Тигр и Евфрат были богаты илом. Это, с моей точки зрения, интересная гипотеза.

-- Как вы решили проблему с защитой обитателей заповедника? -- перебили технический поток информации служители пера.

-- Да, говорят, якобы будут страдать те виды птиц и зверей, которые живут здесь, у моря, -- указывает "проблемное" место на красочном космическом снимке Виктор Гринченко. -- Но плавни очень подвижны, они периодически заливаются водами Дуная и моря, и местное "население" уже давно приспособилось к этому. Эковопросы часто поднимались на уровне крика. Мы ничего не меняем в структуре самого русла, углубим лишь три километра канала, потому последствий для флоры и фауны не будет. Надо учитывать международный опыт: в мире во всех заповедниках проложены дороги, где люди могут проехать и полюбоваться животными. Возле дорог всякая живность заглядывает вам в глаза, ждет, чтобы покормили. По той же причине птицы оккупируют корабли в море.

Что касается строительных работ, то натуральная глубина русла Быстрого во многих местах такова, что никаких дополнительных работ по углублению не нужно. Речь идет только об использовании естественного течения русла для прохождения судов. Поэтому я вообще не понимаю, -- продолжает директор, -- что должно произойти с птицами катастрофического? Сейчас в районе Вилково заполняются илом и песком рукава рек, и это наносит гораздо больший вред экологии. Местные жители в этом году сетовали, что нерест дунайской сельди обошел украинские территории стороной, потому что стаи не смогли пройти в русло из-за малых глубин и поплыли в румынский Сулинский канал. Потому строительство глубоководных каналов необходимо и с рыболовской точки зрения. Есть еще одна проблема -- полунаучная-полуполитическая: доля украинского стока падает в последние годы за счет румынских гидротехнических работ. Если эта доля упадет ниже определенного уровня, заповедника на украинской территории вообще не станет. То есть строительство канала -- решение и экологической проблемы.

Пока ученые объясняли все тонкости своей работы, журналисты решили пустить по каналу кораблики. Первый, конечно же, был сооружен из газеты "Сегодня". Только вот беда: несколько человек пытались, но таки забыли, как складывать бумажное судно. Но, если долго мучиться... Лодка получилась, только фотокорреспонденты не расширили дно и.., наклонившись набекрень, она понеслась к "морю". "Вот так будет со всеми судами этого Дунайского канала", -- грустно пошутил кто-то.

ЧТОБЫ НЕ УТОПИТЬ ДЕНЬГИ

Русло Быстрое было выбрано изначально. И после "зеленой" бури, когда к рассмотрению вопроса подключились еще 14 научно-исследовательских организаций, на нем остановились, как на единственно правильном и выгодном варианте. Быстрое выбирали из четырех других с помощью математических расчетов. Теперь на физической модели исследователи изучают траекторию самой трассы канала, геометрию защитной дамбы, учитывая воздействие реки и моря. Исходные данные отсюда перенесут на местность, чтобы с наименьшими ошибками "в живую" сделать экспериментальную прорезь. Это позволит не потерять время, с одной стороны, и не закопать лишние деньги -- с другой.

С появлением канала решится и огромная социальная проблема: когда-то Союз с Румынией дружил, потому своих каналов не строил, но развил порты Рени и Измаил, создал разветвленную инфраструктуру. Первый обрабатывал до 15 млн. тонн груза в год и был одним из самых больших в азово-черноморском бассейне. Когда совлагерь распался, соседи запросили за прохождение по их глубоководным каналам кругленькую сумму. Грузооборот упал. Судоремонтные заводы остановились. Тысячи людей остались без работы.

Теперь нашей активности румыны, мягко говоря, не рады, потому что в отличие от их каналов -- дорогостоящих, прорезанных по суше, украинский будет недорогим по себестоимости, а значит, прохождение через него -- дешевым. Минтранс рассчитывает пустить первые суда уже в мае, когда прорежут экспериментальный канал, а по завершению строительства отвлечь у соседа 60% морского грузооборота и окупить капиталовложения за девять лет.

БЕРЕГ ДЛЯ БИЗНЕСМЕНА

Институт гидромеханики -- один из старейших в НАН Украины -- создан в 1926 году для изучения речных процессов. Волновая лаборатория в Кийлове относительно молода -- ей всего два десятка лет, но опыт работы накоплен колоссальный. В основном, проводятся эксперименты по сохранению берегов.

-- В прошлом году произошел совершенно необыкновенный случай, показывающий характер времени, -- вспоминает Виктор Гринченко. -- Какие-то "крутые" купили кусок крымского скалистого берега, абсолютно непригодного для отдыха. Пришли к нам и попросили сделать из него пляж. Рубить горы мы отсоветовали... А буквально пару дней назад мне позвонил директор одного из бывших крупных оборонных комплексов Украины. Рассказал, что дачу его на берегу Киевского моря смывает, она "уползает" в воду. Еще когда строили Днепровские водохранилища, проблему так называемой аброзии берегов понимали, но в наш институт не обратились. Такой пример не одинокий: море "поедает" сушу. Ведь что получается? Академическая наука может вам помочь ответить на вопрос: "А что, если?..", но коль вы настроены на глупость, -- обязательно ее сделаете.

По словам директора, хватает им работы даже на Днепре в пределах Киева. Когда-то ученые понаблюдали за подводными процессами, и Киевсовет еще в 1986 году издал спецпостановление, запрещающее любые работы в русле Днепра без санкции института. Например, на Оболони вынимая песок из реки, оставляют яму. Она не заносится, а поток воды потихоньку двигает ее к мосту. И эта проблема существует до сих пор. Недоволен Виктор Гринченко и Русановским каналом, мол, к черту надо засыпать -- зарос. Казалось, будет киевская Венеция, а напора воды нет, канал не промывается. Но теперь городские службы об институте вспомнили и пригласили на большие гидравлические работы на Трухановом острове.

-- Наш институт -- уникален, -- без лишней скромности говорит директор. -- Эта волновая лаборатория -- единственная в Украине. А наша гидродинамическая лаборатория -- единственная в мире, позволяющая такие эксперименты, как движение тела со скоростью звука в воде. Впечатляет? Иностранцы платили 3--5 тысяч долларов, чтобы только посмотреть на это. И меня, как директора, радует, что после 1995 года, когда начали выходить из купонного шока, появились хозяйственные договора, и мы можем участвовать в грантах. Вот и государство привлекло нас к проекту...

...Когда журналисты покидали бассейн, гидротехник с грустью посмотрел на следы на дне "моря" и вздохнул: "Походили, как "снежные человеки", наследили... Потоптали всю мою работу! Эх…"