1998  1999  2000  2001  2002  2003  2004  2005  2006 

Выпуск газеты Сегодня №197 (1542) за 03.09.2003

ГДЕ И КАК ЖЕЛЕЗНАЯ ДОРОГА "ОКРУЧИВАЕТ" ПАССАЖИРА

Железнодорожное ведомство, являясь природным монополистом, нередко необоснованно завышает цены на свои услуги. Это подтверждается результатами ревизий, проведенных специалистами Антимонопольного комитета, Государственной инспекции по контролю за ценами, Госстандарта. Ничего не поделаешь -- ехать-то надо, поэтому "маленькие украинцы" платят за услуги "железки" по драконовским тарифам...

2 июля газета "Сегодня" напечатала материал "Чем отличается "фирменный" поезд от обычного?" -- мы попытались исследовать обоснованность применения огромных ценовых накруток на услуги в так называемых "фирменных" поездах (в условиях минимального комфорта). За билет на таком поезде берут "комиссионные", достигающие 70% стоимости основного тарифа, предлагая взамен убогий ассортимент чая и кофе, отсутствие горячих блюд в вагоне-ресторане и неработающие туалеты. И люди едут -- потому что боятся вообще не уехать...

После публикации в редакцию позвонили пятеро больших и маленьких транспортных начальников -- все они согласились, что да, на железной дороге еще существуют проблемы, и их надо решать, однако нельзя забывать, что, во-первых, пассажирские перевозки являются убыточными, а во-вторых, качество обслуживания потребителей на железнодорожном транспорте постоянно растет, и не заметить этого невозможно.

В первом полугодии в "Укрзализныцю" поступило всего 46 жалоб от пассажиров, 28 из них подтвердились. В результате 17 человек выгнали с работы, 28 получили выговоры, а двое остались без премий.

Да, уровень работы железной дороги за последние годы повысился -- вводятся дополнительные услуги, модернизируются магистрали, ремонтируются вокзалы, "бегают" первые экспрессы. И поезда не опаздывают! Но, образно говоря, останавливаться на достигнутом рано. Попробуйте дозвониться в летний сезон по телефону "005" или заказать билеты по телефону "050" -- не получится: занято. Попробуйте купить в отпускной период купейный билет до Симферополя за пару недель до отъезда (без блата) -- тоже не получится: мест нет. Попробуйте уехать на скором поезде с промежуточной станции -- не получится даже в межсезонье.

Наверное, многие киевляне, воспользовавшиеся услугами "железки", обратили внимание, что на перронах вокзала станции "Киев-Пассажирский" стоят киоски? Наверное, вы также обратили внимание, что цены в этих киосках завышены в 1,5--2 раза: сладкая вода -- по 5 гривен (вместо 3,20), минералка -- по 4 (вместо 2--2,20) шоколадки -- по 3 (вместо 2,20). Интересно: почему эти киоски сдали в аренду предпринимателю, так ощутимо завышающему цены? Почему в этих киосках не стоят кассовые аппараты? Почему на этих киосках написан телефон, по которому дозвониться невозможно? Сдайте эти киоски мне, и я обещаю: цены будут на уровне средних. Может, кому-то из железнодорожных начальников выгодно, чтобы пассажиры (а большинство из них -- это представители "среднего класса" с весьма небольшими доходами) покупали товары по завышенным ценам? Тогда все вопросы выглядят риторическими...

"Укрзализныця" официально ответила, что киоски и прочие торговые объекты вокзала сдавало в аренду столичное отделение Фонда госимущества -- мол, туда и обращайтесь. А вот Антимонопольный комитет сообщил редакции, что Юго-Западная дорога, которая держит на балансе помещения вокзала, сдала в аренду частному предприятию "Столичный вокзал"... туалеты. Все бы ничего, но после этого цена пользования туалетами выросла так заметно, что пришлось аппетиты бизнесменов останавливать с помощью многотысячного штрафа. Ревизоры установили, что при расчете стоимости "платных услуг" была завышена арендная плата (которая идет, кстати, железной дороге, а не в Фонд госимущества).

А есть ли на столичном вокзале бесплатный туалет? Оказывается, есть -- в подвальном помещении, с правой стороны. Он выглядит заметно хуже, чем платный. Чтобы попасть туда с перрона, нужно три раза подниматься и спускаться по лестницам... Кстати, у входа в подземный переход, где предоставляют "бесплатные услуги", нет никаких обозначений -- есть ли туалет, нет ли.

В витринах торговых рядов, выстроившихся в переходе между Северным и Южным вокзалами, нет никакой "полезной информации" ни для потребителя, ни для налоговой -- кто арендует киоск, где "прописан" его собственник, по каким телефонам жаловаться. В одном киоске даже продают водку на розлив (хотя столики и стулья отсутствуют)! Подхожу поближе, присматриваюсь -- на задней стенке висит ксерокопия лицензии на продажу алкогольных напитков. А вот на чье имя выписана лицензия -- рассмотреть невозможно.

Захожу полюбоваться Сервисным центром, который постоянно рекламируется по громкоговорителю. За вход -- 20 гривен. За покупку одного билета -- еще 10. Почему так дорого? За что берут десятку? Девушка-кассир пожимает плечами -- не знает: "Зато, -- говорит, -- у нас билеты всегда есть".

В Сервисном центре Одесского вокзала кассиры брали деньги за "оформление документа" в символическом размере -- 2 гривни. Хитрость в том, что все пассажиры должны были платить этот сбор, потому что другие ("несервисные") кассы попросту не работали.

В Сервисном центре Хмельницкого вокзала дополнительно к сумме комиссионного сбора взималось 8 гривен за "бронирование и оформление одного места". Хитрость в том, что на самом деле никакого бронирования не проводилось.

Действительно, железнодорожные пассажирские перевозки нерентабельны -- это общеизвестно. Но это не основание объегоривать пассажиров! Между прочим, убыток перекрывается за счет перевозки грузов и предоставления дополнительных услуг. Тем более, по данным статистики, все шесть железных дорог Украины окончили первое полугодие... прибыльно. Одна из дорог получила "навара" аж на 20 миллионов гривен!