1998  1999  2000  2001  2002  2003  2004  2005  2006 

Выпуск газеты Сегодня №199 (1544) за 05.09.2003

ЦЕНА ПРИНЯТИЯ ЗАКОНА: ОТ ЧАШЕЧКИ КОФЕ ДО "ЗАПРЕДЕЛЬНЫХ" СУММ

Каждый украинец может принимать участие в лоббировании интересов какой-либо финансово-политической группы и даже не подозревать об этом. О такой тенденции в современном обществе рассказал "Сегодня" Евгений Минченко, российский политтехнолог и советник комитета Госдумы РФ по безопасности. По его словам, "сейчас лоббизм проходит динамику от полной закрытости к все большей публичности", что вовлекает население в этот процесс. "Средства массовой информации позволяют выработать мотивацию у граждан. Как следствие, они начинают воздействовать на депутатов и представителей разных уровней власти", -- поясняет наш собеседник.

А наиболее эффективным и перспективным в лоббировании институтом украинского общества г-н Минченко назвал шахтерские профсоюзы. Он считает, что финансово-политические группы, которые смогут привлечь на свою сторону шахтеров, а также использовать в своих интересах свойственную шахтерским объединениям солидарность и сплоченность, достигнут поставленных перед собой целей.

Отвечая на вопрос о том, какую сумму придется выложить лицу, заинтересованному в лоббировании своих интересов, политтехнолог отметил, что она может колебаться "от чашки кофе до двухзначной цифры с большим количеством нулей". "В этом смысле хочу сказать, что взяточничество -- плохо, а лоббизм -- хорошо. Это более цивилизованная технология, чем банальный занос энного количества "зелени" определенной персоне. Лоббизм подразумевает наличие аргументации, осознанных и согласованных интересов", -- считает г-н Минченко. По его словам, чем больше лоббистов, выносящих на суд общественности свои проекты, тем выше степень соревновательности. "А значит, увеличивается вероятность того, что будет принято больше проектов, полезных обществу в целом", -- резюмировал эксперт.

Политики часто спорят о границе между общественными интересами и личной выгодой или, другими словами, где заканчивается лоббирование и начинается коррупция. Вопрос этот отнюдь не риторический -- от ответа зависит состояние экономики страны, вполне реальные изменения в ней в лучшую или в худшую сторону, ситуация в обществе. "Участники этого процесса лучше чем кто-либо знают, что лоббирование -- это не грязная и туманная область политики, а высокоразвитый способ обеспечения диалога между капиталом и политикой, а также обеспечения баланса в отношениях между властью, капиталом и в конечном счете обществом", -- отмечает г-н Минченко. При этом залогом успешного лоббирования он считает умелую координацию действий всех сторон, участвующих в процессе. Кроме соблюдения материальных и иных интересов сторон, это важно для жизни общества в целом, на которое такие отношения между капиталом и политикой оказывают значительное влияние, считает эксперт.