1998  1999  2000  2001  2002  2003  2004  2005  2006 

Выпуск газеты Сегодня №202 (1547) за 09.09.2003

МЫ СИДИМ НА ОГРОМНЫХ ЗАПАСАХ БРОШЕННОЙ ТЕХНИКИ

Ведущие туристические государства мира привлекают путешественников не только достопримечательностями и красотами, но и всевозможными "плановыми мероприятиями" -- фестивалями, выставками, карнавалами и так далее. В субботу киевляне и гости столицы могли наблюдать необычное зрелище: кавалькада старинных автомобилей, будто сошедших с экранов кинохроники, гудя клаксонами, пронеслась по улицам города.

Ничего удивительного: в Киеве проходил II Международный фестиваль антикварных автомобилей.

Под аркой Воссоединения шумно и многолюдно: не каждый день можно воочию увидеть и потрогать старинные авто, а потому желающих сфотографироваться на фоне автоэкзотики пришло множество. На суд жюри и зрителей было представлено около четырех десятков антикварных машин. Преобладали машины советского автопрома: ЗИМы, ГАЗы и ЗАЗы. Зрители с благоговением разглядывали представительские машины советской номенклатуры: многометровые хромированные "Чайки", ГАЗы и ВАЗы всех модификаций.

Напротив них, словно бросая вызов, выстроились осмеянные в анекдотах "горбатые" "Запорожцы". Среди них затесалась "белая ворона" -- ЗАЗ 965-й модели с форсированным двигателем от ВАЗ-2106. Острословы шутили: "тележка с реактивным мотором".

Впрочем, экзотических машин, от одного вида которых бросает в дрожь, было немного -- в основном немецкие довоенные автомобили. Отступая, нацисты побросали много техники, а советские войска в качестве трофеев вывезли из Германии около 150 тысяч авто. Сейчас немецкие экземпляры сплошь и рядом гниют по хуторкам бывшего необъятного Советского Союза.

Таким образом в Украине оказался и БМВ 1935 года, на котором его хозяин Руслан приехал из Николаевской области. Эта машина, предназначенная для высшего офицерского состава немецкой армии, в спешке отступления была брошена подо Львовом. Родным в Бумере остался только кузов, а двигатель стоит от 21-й "Волги". Но скоро она станет чуточку достоверней -- уже найден мотор этой модели. Его цена -- всего 500 у.е. Хозяин говорит, что ему нравится внешний вид машины, использует ее в повседневной жизни, а потому продавать ни за что не будет.

А на Хансе 1939 года наверняка ездил какой-нибудь генерал -- одним своим видом машина производит сногсшибательное впечатление. В Германии было выпущено 5 тысяч Ханс, а в нашей стране осталось всего пять. В начале 80-х ее нашли в селе Христиновка Черкасской области -- она просто ржавела под открытым небом во дворе у какого-то деда. От длительного пребывания на открытом воздухе уцелел лишь корпус, но даже несмотря на это после ремонта она стоит 20 тысяч долларов. На Западе цена такого автомобиля в хорошем состоянии -- около 80 тысяч. Но хозяев не соблазняют даже эти суммы.

"Бьюик 8 Лимузин" 1939 года выпуска пригнали в СССР по личному указанию Жукова. Его нынешний хозяин Александр Ткачук рассказал, что прославленный советский генерал обладал восемью трофейными машинами, в том числе и этой. Впрочем, документальных подтверждений красивой легенде нет. Это не уменьшает ее ценности -- в Украине она единственная. Восстанавливать машину было трудно: ориентировались по фотографиям и по крупицам собирали сведения через Интернет. Ремонт обошелся в шесть тысяч у.е., а сейчас цена автомобиля такова, что, продав его, можно купить несколько новеньких иномарок. Хозяин так и собирается сделать, чтобы "поправить материальное положение".

Киевлянин Александр Николаевич увлекается техникой уже 20 лет, еще со студенческой скамьи. Мечта стать обладателем странного автомобиля осуществилась всего несколько недель назад с покупкой Опеля "Супер 6" 1937 года. Модель в свое время распространенная, но прогрессивной конструкции -- настоящий "народный автомобиль" для бюргеров. Он уцелел почти в первозданном виде: родное почти все, не считая радиаторной решетки. Кстати, в старинных автомобилях реже всего сохраняются как раз эмблемы. Еще одна проблема, с которой сталкиваются механики-реставраторы, -- сломанные замки в дверях и зажигании трофейных машин. Хоть Опель снаружи железный, стойки внутри деревянные. Рыночная цена такой машины -- от 2,5 до 5 тысяч.

По словам президента клуба ретро-автомобилей "Автофорум" Любомира Копчика, круг участников фестиваля мог быть намного шире. Ожидали приезда из Словакии Бэнтли 1949 года, но хозяин не нашел фирму, готовую застраховать его авто (стоимостью свыше 200 тысяч долларов!), потребовал приставить к нему в Ужгороде охрану и попросту испугался наших дорог. Кстати, переезд через Карпаты остужает желание многих иностранцев привозить в Украину ретро-автомобили: возраст берет свое.

И все-таки за несколько лет Украина совершила громадный скачок вперед. Если три года назад на Запад рекой "утекали" старинные автомобили, то сейчас формируется среда отечественных коллекционеров подобной техники. Президент "Автофорума" вспомнил своего знакомого автолюбителя: несколько лет назад он продал "семерку", купил два мешка запчастей и... собрал Шевроле 1926 года. Он считается старейшим автомобилем в Украине -- на нем еще деревянные спицы. Тут к беседе подключился еще один автолюбитель: где-то в Украине есть Вандерер то ли 1914-го, то ли 1916 года...