1998  1999  2000  2001  2002  2003  2004  2005  2006 

Выпуск газеты Сегодня №202 (1547) за 09.09.2003

МАЛЕНЬКИЕ ПЕШЕХОДЫ ДОЛЖНЫ ПОКАЗАТЬ ПРИМЕР ВЗРОСЛЫМ

Для многих стало привычкой переходить дорогу в неположенном месте. Вечно спешим, а зебры, как назло, нарисованы совсем не "по пути". Устраиваем бега по пересеченной местности и не задумываемся, что опасности подвергаем не только себя. Банально, но факт: маленькие пешеходы копируют действия взрослых, еще не соображая, что тем не всегда можно доверять.

Беспечное поведение детей на дорогах, по прежнему, лидирует среди причин ДТП с их участием. За восемь месяцев в столице травмированы 148 деток, еще 5 погибли. Страшные цифры. Но судьба здесь ни при чем. Доказательством тому является все та же статистика: за последние два года количество аварий по вине юных пешеходов снизилось на 20 %. Этому предшествовали несколько лет совместной работы Госавтоинспекции и главного управления образования Киева.

Как отметил Петр Кульбако, заместитель начальника столичной ГАИ, традиционными уже стали различные конкурсы, акции, направленные на профилактику детского дорожно-транспортного травматизма. Вот и сейчас в городе проводится акция "Киевский школьник -- примерный пешеход".

Каждое утро инспекторы дежурят возле одной из школ, вернее на ближайших дорогах и перекрестках, напоминая ученикам, как правильно нужно их переходить. В одно такое утро к инспекторам присоединилась и я. Объекты наблюдения -- пешеходные переходы в районе школы по ул. Жилянской. Место выбрано не случайно: именно на периферийных улочках происходит больше всего несчастий с учениками. В 8.00 мы курсировали по участку, зорко следя за нарушителями. Нужно отметить, что и без детей их хватало. К примеру, водитель микроавтобуса высадил пассажиров прямо перед зеброй, закрывая вышедшим обзор дороги слева. А водитель авто на той же зебре "подрезал" путь двум ученикам, за что и получил "по шапке" от инспектора. На вопрос, почему не остановился, начал оправдываться, мол, не заметил перехода. Что самое удивительное, водителю известно, что рядом -- школа, ведь в ней учится его ребенок! Но это почему-то не сделало его более внимательным.

Первой птичкой, перелетевшей дорогу не там, где надо, оказалась десятиклассница.

-- Я спешу! -- испуганно выдохнула она. -- У меня -- "нулевка", а до перехода -- далеко!

Единственный на этом участке переулок, ведущий к школе со стороны дороги, действительно, затруднен. С двух сторон его "зажали" стройки, так что существующие переходы упираются в зеленые заборы. Конечно, можно спокойно пройти по тротуару вдоль них. Но покой опаздывающим только снится. Взяв с девочки обещание впредь не нарушать правила, ее отпустили.

Следующим попался девятиклассник. До начала занятий оставалось полчаса, но зачем утруждать себя лишними телодвижениями в сторону зебры, если можно пойти напрямик? На вопросы инспектора, учат ли в школе, как нужно вести себя на дорогах, кивал, виновато потупив глаза. Слышала о правилах ДД и шестиклассница. Инспектору пришлось чуть ли не навстречу ей выбежать, чтобы она без проблем перешла через дорогу. Несмотря на периферийность, движение здесь довольно интенсивное. Что ее толкнуло?

-- Не знаю.., -- прошептала малышка.

Но ответ не заставил себя ждать. Прямо на нас шла мамаша, таща за руку первоклашку. Она в упор не замечала инспектора, а когда поравнялась с ним, шарахнулась в сторону, воинственно заявив:

-- Знаю, знаю... Я очень извиняюсь. Но все родители говорят, что переход нужно здесь делать.

Пардон, мадам, стройка не вечно будет продолжаться. Если рисовать пешеходные переходы в обход всех заборов, дорожное полотно сплошь покроется зеброй. Но самое главное, глядя на вас, ребенок когда-нибудь станет самостоятельно лавировать между машинами. Несмотря на всю свою самоуверенность, замечание задело мамашу за живое. Возвращаясь назад, она двинулась, было, по старому маршруту, но затем резко развернулась и направилась к переходу.

Вообще же, присутствие инспектора на дорогах по-разному влияло на публику. Если пешеходов помоложе еще можно было направить на путь истинный, то совсем уж зрелые дяди и тети откровенно игнорировали предупреждения. А что инспектор им сделает? Раньше хоть штрафов боялись. Нет, старшее поколение уже не перевоспитаешь, начинать нужно, как говорится, с пеленок. Когда кнутом, а когда и пряником.

В качестве пряников, кстати, выступают красочные тематические значки "Я -- примерный пешеход!", которые инспекторы вручают ученикам, правильно переходящим дорогу. А на каждого нарушителя выписывают штрафные "желтые карточки" -- специальные сообщения для родителей, вручаемые через директора школы. Содержание такого послания совсем не злое: помимо обращения к мамам и папам, в нем есть страничка с основными правилами поведения на дороге. В столичной Госавтоинспекции надеются, что вместе с ребенком их выучат и взрослые.