Выпуск газеты Сегодня №202 (1547) за 09.09.2003
СКОЛЬКО ЛЕТ ДАТЬ ДЕПУТАТУ?
Хотя в общем-то ничего "крамольного" в предложении увеличить время пребывания в Раде до пяти лет нет. Это обычная мировая практика. В таком режиме живут практически все "индустриальные демократии". Как-то: Англия, Италия, Европарламент. В США пошли еще дальше -- там сенаторы избираются сроком на шесть лет. Правда, каждые два года одна треть сената переизбирается. Таким образом законодательный орган не превращается в "болото" и вновь избранные быстрее вливаются в политический процесс. А у нас, как отмечают украинские аналитики, Верховная Рада начинает нормально работать спустя год после выборов -- именно столько времени нужно, чтобы депутаты разобрались что к чему.
Наши ближайшие братья-славяне продолжают скромничать -- и польский Сейм и российская Госдума заседают по четыре года. Сегодня в условиях низкого доверия ко всем ветвям власти такие "усовершенствования" получат небольшую поддержку украинского избирателя. Очевидно, что попытки ориентироваться на лучшие примеры мирового парламентаризма будут восприниматься обществом более благожелательно, если инициаторы изменений докажут позитивность последствий. Значительно упрощает задачу переход к жесткой партийной системе. Ясно, что мажоритарщику придется отвечать на неудобные вопросы избирателей чаще, чем кандидату, включенному в партийный список. "Списочник" всегда сможет "перевести стрелки" на решения партийных боссов. Ну а те, являясь живым воплощением коллективной мысли, всегда смогут подготовить убедительные аргументы для электората.
Владимир Фесенко, директор Центра прикладных политических исследований ПЕНТА, напоминает, что в случае установления пятилетнего срока время пребывания при власти президента и парламента будет совпадать. "Это может привести к созданию некоего парламентского триумвирата, что, несомненно, хорошо для стабильности парламентской коалиции. В таких условиях один из партийных лидеров становится президентом, второй -- премьером, третий -- спикером парламента. В идеале такой расклад укрепляет правящую коалицию партий. В украинских реалиях он вряд ли будет создан.
В мировой практике сроки пребывания у власти президента и парламента стараются развести (у президента немного больше). Чтобы не происходила монополизация политической воли, стараются также развести время выборов. Принципиального значения, на сколько лет -- на 4 или 5 -- избирать законодательный орган, нет. С одной стороны, желательно проводить выборы чаще -- это исключит узурпацию власти одной политической силой. С другой стороны -- частые выборы означают политическую нестабильность. Так что указанные сроки достаточно оптимальны".