1998  1999  2000  2001  2002  2003  2004  2005  2006 

Выпуск газеты Сегодня №203 (1548) за 10.09.2003

НЕБОСКРЕБЫ-БЛИЗНЕЦЫ МОГЛИ УСТОЯТЬ!

Завтра исполняется два года со времени беспрецедентного по дерзости и числу человеческих жертв теракта в Нью-Йорке. Воздушная атака небоскребов-близнецов Всемирного торгового центра вызвала разные чувства. В некоторых странах Ближнего Востока фанаты открыто ликовали по поводу "меткого попадания", США и Западная Европа ввели чрезвычайные меры безопасности, весь мир замер в ожидании ответного удара... Теперь, когда историей уже стал и "акт возмездия", на первый план вышли более прагматичные вопросы: отчего все-таки завалились башни-близнецы, которые, по заверению их создателей, могли выдержать столкновение с Боингом? И не станет ли нью-йоркская трагедия началом заката эры небоскребов?

ВСЕ ВЫШЕ, И ВЫШЕ, И ВЫШЕ...

Приходится признать, что террористы в целом справились со сверхзадачей. Атака делового центра мира повергла в шок практически все биржи планеты: сначала обвалились фондовые индексы в Европе, затем эстафету подхватила Азия. Инвесторы лихорадочно избавлялись от долларов, резко подорожало золото, взлетели цены на нефть. Эксперты предвещали, что теракт способен повергнуть в нокдаун самую мощную экономику в мире. И точно, она до сих пор не может выкарабкаться из рецессии, а самая твердая из валют исхудала донельзя. Но главное -- неуверенность в будущем поселилась в душах сотен миллионов жителей планеты. Но все это было потом, а раньше...

Человечество стремилось ввысь, начиная со времен сооружения Вавилонской башни. Вначале из желания приблизиться к Богу, потом из необходимости экономить территорию. Наконец, таким эксцентричным способом увековечивали свои имена крупные финансовые магнаты. За право называться родиной небоскребов спорят, по меньшей мере, три города: Нью-Йорк, Чикаго и Миннеаполис. И все же первая многоэтажка -- здание страховой компании Хоум-Иншуэранс высотой 55 метров -- была построена в Чикаго в 1885 г.

Однако сооружение настоящих небоскребов стало возможным только после появления сверхпрочных стальных сплавов и безопасных лифтов (у обычных частенько рвались тросы). Такие машины придумал Гейтс Отис, основатель одноименной фирмы, которая ныне снабжает лифтами весь мир. Его изобретение позволяло удерживать кабину в шахте даже при разрыве каната, и в начале XX века человечество рвануло ввысь. Сооруженный в 1913-м знаменитый Вулворт-билдинг вознесся на 241 метр и стал самым высоким зданием своего времени. История сохранила такую подробность: спонсор строительства Фрэнк В. Вулворт торговал дешевыми товарами и имел прозвище "короля 10-центовых монет", поэтому на фасаде здания запечатлен барельеф старины Фрэнка за любовным пересчитыванием никелевых кругляшей.

Потом придумали, как перенести всю нагрузку здания на центральную ось -- и понеслось. Небоскребы ставили наобум, превращая города в хаотичное нагромождение гигантских башен. Поэтому главные улицы в Нью-Йорке напоминают глубокие темные ущелья: здания перекрывают небо до такой степени, что видны только узкие его полоски. Впрочем, небоскребы похожи на утесы только снизу, на самом деле архитекторы придавали своим творениям неповторимый облик. Как, например, 77-этажный красавец Крайслер-Билдинг в стиле арт-деко, взмывший в небо в 1930 г., высота которого вместе со шпилем достигла 319 м.

СТЕКЛО ПАДАЛО С НЕБА

Но и этот рекорд вскоре был побит, когда на Манхэттене вырос Эмпайр-Стейт билдинг (380 м) -- пожалуй, самый легендарный из нью-йоркских великанов, который и открыл счет современных высоток. Именно с ним связан первый опыт столкновения самолета с небоскребом. 28 июля 1945 г. двухмоторный бомбардировщик В-25 "Митчелл" врезался в 79-й этаж здания. Один двигатель самолета прошил его насквозь и приземлился на крыше 20-этажного дома. Другой мотор с частью шасси упал в шахту лифта -- к счастью, пустого. Но у второго лифта от удара порвало тросы, и он упал с высоты 75-го этажа вместе с двумя женщинами внутри. Они получили серьезные ранения, но выжили. У Эмпайра оказались разрушены два этажа, погибли 13 человек, но он стоит и поныне.

Не секрет, что при такой высоте возникает много проблем. В частности, при сильных порывах ветра верхние этажи отклоняются на три метра, вода выплескивается из унитазов, ломается водопровод. 20 января 1973 г. вблизи еще недостроенного небоскреба Джона Хэнкока прямо на головы прохожим полетело стекло. Падали огромные куски окон (225 кг каждое), которые внизу рассыпались на тысячи стеклянных брызг. Город охватила паника. Стекло сыпалось в течение нескольких месяцев, а зияющие пустоты забивали фанерой. Оказалось, виновником трагедии было хромовое зеркальное покрытие, которое держалось в оконной раме на свинцовом припое. Соединение было настолько жестким, что от малейшего напряжения стекло трескалось. Пришлось переделать все 10344 окна.

ВЗРЫВАЛИ "ПО НАУКЕ"

В 70--80-е годы архитекторы вернулись к менее монументальным, зато более изящным формам. Тогда-то и был построен Твин-тауэрс (417 м), или Всемирный торговый центр (ВТЦ). Идею его сооружения проталкивали братья Рокфеллеры -- Дэвид и Нельсон, в связи с чем башни-близнецы стали носить их имена. Здания возводились прямо на скальных породах, в их основании стояли 5-метровые монолитные колонны, которые чрезвычайно трудно взорвать или прогреть до критической температуры. Поэтому и не удалась предыдущая попытка (1993 г.) уничтожить одну из башен взрывом набитого тротилом фургона на подземной автостоянке. Как говорилось выше, был также опыт столкновения небоскреба с самолетом, и не один. Небоскребы считались сверхпрочными и показывали чудеса живучести.

Увы, на этот раз чуда не произошло. Вот как описывал падение башен ВТЦ корреспондент газеты "Американская свободная пресса" Кристофер Боллин.

-- Ранним утром я ехал на машине с семьей в Вашингтон через Нью-Йорк. Когда мы утром в кафе пили кофе, увидели по ТВ, как самолет врезался в северную башню. Через некоторое время мы увидели, как второй самолет врезался во второй небоскреб. Я позвонил в офис и сказал, что ВТЦ атакован камикадзе.

Президент Буш в это время находился во Флориде и по радио читал школьникам рассказ о козлике. Он продолжал читать еще 30 минут после сообщения. Потом обратился к народу, пообещав найти виновных...

...Через 10 минут после его выступления аналогичной атаке подвергся Пентагон.

...Еще 10 минут спустя, в 10.00, обвалилась южная башня -- через 47 минут после столкновения.

...Еще через 10 минут упал Боинг в Пенсильвании.

...Через полчаса упала северная башня -- простояв 104 минуты после удара (эти цифры сыграют потом важную роль в расследовании причин катастрофы).

...В 17.30 по неизвестной причине рухнуло и 47-этажное здание гостиницы ВТЦ, стоящее поблизости.

Из рассказов очевидцев. Стивен Эванс находился на первом этаже ВТЦ: "Раздался сильный взрыв, все здание затряслось. Через несколько секунд еще два или три похожих взрыва. Отовсюду слышались крики: "Бегите на улицу". Казалось, что башню раскачивает какой-то гигант". Другой свидетель: "Я был на втором этаже. После взрыва появился человек -- лицо в крови, кожа содрана. Люди выпрыгивали из окон, в полете они отчаянно размахивали руками и ногами. Это был настоящий ужас..." К вечеру серая пыль покрыла улицы южного Манхэттена по щиколотки...

Трагедия случилась в утренний час пик, когда люди только вышли на работу. Кроме того, ВТЦ был очень популярен у туристов: с его высоты открывался прекрасный вид всего Нью-Йорка. Так что в обычный день в здании одновременно могло находиться до 150 тыс. человек. Рухнувший ВТЦ стал первым подобным событием в истории небоскребов, в результате крушения погибло около 3000 человек.

Вот как комментируют причины трагедии американские и российские эксперты. По одной версии, в момент столкновения могли нарушиться центровки сразу многих несущих колонн, и они оказались не в состоянии выдержать вес верхней части зданий... Но ведь небоскребы после ударов еще довольно долго стояли. Поэтому решающую роль, по мнению архитектора Джима Квинтьера из университета штата Мэриленд, сыграл катастрофический пожар, разрушивший стальные конструкции (при горении авиатоплива температура достигает 1200--1300 градусов). Эту версию поддерживает и автор статьи, как опытный исследователь в области тепловой защиты при воздействии высоких температур. Дело в том, что несущие конструкции зданий защищают от возможного пожара специальным покрытием, которое под действием огня резко увеличивается в объеме и снижает температурный удар. Ученый считает, что южная башня потому и упала первой (хотя была атакована на 10 мин. позже), что изоляция на ее этажах была в два раза тоньше, чем требовалось -- всего 19 мм. Более того, утверждает он, если бы изоляция в обоих зданиях была толще 50 мм, они могли бы вообще не разрушиться! Или, по крайней мере, простояли бы еще несколько часов, пока их покинули бы все люди.

В общем, сэкономили... Слабым оправданием теперь звучат утверждения, что, дескать, рассчитывали на традиционные обстоятельства, а не на безумные теракты. По словам экспертов, атака ВТЦ больше походит на контролируемый снос строений, когда взрывчатка закладывается по науке, и здание не заваливается, а складывается, оседая под собственной тяжестью.

А то, что соседняя 47-этажная гостиница ВТЦ упала только через 7 часов, лишь подтверждает версию Квинтьера о том, что пожар там был несильный. Но его, по-видимому, просто не тушили, поскольку два рухнувших небоскреба не только затруднили подступы к зданию, но и погребли под собой пожарных и технику. В конце концов критический прогрев конструкций все же привел к обвалу.

В первые месяцы после трагедии -- впервые за многие десятилетия -- заговорили о том, что эпоха небоскребов, вероятно, близится к закату. Особенно неуверенно чувствовали себя те, кому по роду деятельности приходилось часто бывать в небоскребах. Из Эмпайра, словно крысы с корабля, начали бежать мелкие конторы, невзирая на солидные штрафы за нарушение договоров аренды. Раньше знаменитая высотка, словно магнит, притягивала в год свыше двух миллионов туристов, жаждущих полюбоваться на захватывающие дух виды Нью-Йорка. Есть туристы и сегодня, но встречают их иначе. Раньше всех впускали свободно, сегодня проверяют почище, чем в аэропорту перед посадкой в самолет, а парковка машин и вовсе запрещена. Но администрация небоскреба не унывает: "Эмпайр не раз переживал трудные времена, я уверен, что вера в его прочность вернется и он не будет пустовать", -- говорит один из менеджеров.

ГДЕ НАХОДИТСЯ ВЕРШИНА МИРА

Итак, деловой мир уверен в будущем высотных зданий. Ведь в любом случае гораздо удобнее и быстрее перемещаться к партнерам по переговорам на лифте, чем пробираться по городским улицам в час пик на автомобиле -- примерно так звучит главный довод в пользу небоскребов. Да и заоблачные цены на землю в центре мегаполисов красноречиво голосуют в их защиту.

Сегодня список самых высоких зданий в мире выглядит так: 1. Башни-близнецы Петронас в Куала-Лумпуре (452 м). 2. Башня Сиэрс в Чикаго (443 м). 3. Башня Цзиньмао в Шанхае (421 м). Однако и эти рекорды, похоже, проживут недолго. Китай явно не устраивает почетное третье место, и он уже начал строить в Шанхае 94-этажное здание Всемирного финансового центра (460 м), который должен быть готов к началу пекинской Олимпиады 2008 г., а в Тайване -- Финансовый центр (508 м). Еще выше замахнулась корпорация "Эмаар", которая обещает, что ее небоскреб "Бурдж Дубай" перегонит шанхайский. Если, конечно, их всех не обставит Даниэль Либескинд, победивший на конкурсе по застройке площадки бывшего ВТЦ. Он предлагает поставить там башню в... 541 метр, сбоку напоминающую кончик гусиного пера. Цифра 541 не случайна -- это 1776 футов, а именно 4 июля 1776 г. была подписана Декларация независимости США. Как говорится, вот вам наш ответ...

У вас, читатель, еще не кружится голова? У меня -- да. Но как знать, возможно, наши не столь далекие потомки поселятся в полностью автономных городах-небоскребах, где жилые зоны будут перемежаться торговыми пространствами и зелеными скверами, а энергией их снабдят солнечные батареи. И это -- не сказка. Воплощением идеи вертикального города должен стать 600-метровый гигант, проектируемый ко Всемирной выставке 2005 года, которая предположительно состоится в японском городе Нагоя.