1998  1999  2000  2001  2002  2003  2004  2005  2006 

Выпуск газеты Сегодня №204 (1549) за 11.09.2003

ПЕРВУЮ "КРАВЧУЧКУ" ПРИДУМАЛ КИЕВЛЯНИН 20 ЛЕТ НАЗАД

Вряд ли найдется человек, который хотя бы раз не воспользовался таким видом транспорта, как... "кравчучка". Наверняка тысячи людей могли бы подтвердить сказанное женщиной, тянущей с рынка коляску с огромным тюком: "Эта "тарантайка" 10 лет меня кормит". Кто же изобрел такой нехитрый, но популярный транспорт? Расспросы привели к 70-летнему киевлянину Алексей Сергееву.

Больше всего хотелось взглянуть на самую первую тележку.

-- Два десятка лет на этом "ретромобиле" грузы вожу, -- смеется Алексей Алексеевич, доставая из сарая поржавевшую технику. -- Тонны стройматериалов переправил, ведь полжизни сооружал собственный дом.

Во время строительных работ "забарахлил" позвоночник. Нейрохирург посоветовал не поднимать грузы больше 5 кг. Тогда Сергеев, инженер-конструктор авиазавода, решил создать себе на подмогу мини-транспорт. Через неделю был готов чертеж. Держу в руках пожелтевший от времени лист -- с рисунком один к одному совпадает конструкция старой коляски. Длина ручки и размер подставки для сумки регулируются, "тачка" складывается до размера полиэтиленового пакета -- процесс изображен на бумаге. "Машину" также можно использовать, как табуретку (выдерживает сотню килограммов), что удобно для торгующих на рынке.

-- Хотел оформить патент, -- поведал Алексей Алексеевич. -- Но наличие этой бумаги было необходимо лишь в том случае, когда изделие запускали в производство. А без этого официальное подтверждение авторства давало изобретателю только вознаграждение в 200 рублей. Тогда, в 1983 году, предлагал выпускать этот "товар" на заводе, но меня не поддержали, мол, кому эти "телеги" нужны?

Однако Сергеев не раз убеждался, что в таком транспорте народ нуждается. С улыбкой вспомнил, как оборачивались прохожие, когда он катил груженую коляску. Некоторых веселило необычное в то время зрелище. Те же, кому торбы обрывали руки, просили подбросить "кладь", суя "водителю" рубль. А кое-кто срисовывал чертеж и "варил" себе такой же транспорт.

-- Не считаю тележку серьезным изобретением, -- говорит Сергеев. -- Гужевой транспорт существует тысячи лет. Моя коляска -- одна из его разновидностей.

Алексей Алексеевич рассказал, как когда-то он один и вместе с коллегами давали "путевки в жизнь" многим бытовым "мелочам" -- Совмин бросил клич ликвидировать дефицит и обязал все предприятия кроме основной продукции выпускать ширпотреб.

Сергееву, который за 29 лет работы на авиазаводе участвовал в сооружении самолетов Ан-2, Ан-124 ("РУСЛАН"), Ан-225 ("МРИЯ"), придумывать нужные в хозяйстве вещи нравилось. Из "выданных" им около сотни разработок товаров народного потребления половина была запущена в производство. Среди них -- детская коляска "Мальвина", стиральная машина "Малютка", карниз с механическим зашториванием с помощью веревок, автоприцеп-дача, качели "Тик-так". Эти товары невозможно было достать даже в столичных универмагах.

Были и такие разработки, как металлические пуговицы с фигурным тиснением для пионерских рубашек. С конвейера авиазавода дети также получили посудку для кукол и конструктор для уроков труда. За разработки ширпотреба конструктора неоднократно награждали медалями на ВДНХ СССР и Украины.

-- Особенно любил придумывать игрушки, -- продолжает Алексей Алексеевич. -- В детстве не было ни одной -- вручную приходилось шить мячи, из дерева вырезал коньки и пистолеты.

Соорудив тележку, приступил к созданию крупногабаритного конструктора, работу над которым считает главным делом жизни. Из 20-килограммового набора трубочек, железок и винтов можно собрать 150 единиц разной техники -- "ходунки", велосипеды, санки, лодки, самолет. На эту мультимашину, аналогов которой, по словам Сергеева, в мире нет, есть и авторское свидетельство. Осталось убедить предпринимателей наладить серийный выпуск.

Несколько экземпляров конструктора есть дома у изобретателя. На собранных из них машинах катались его внуки. Но только возле двора деда, чтобы никто не "позаимствовал" идею. Неужели именно так получилось с "кравчучкой"?

-- Выпускать тележки на предприятии начали в 1991 году, через год после моего увольнения, -- поясняет Алексей Алексеевич. -- Один экземпляр чертежа коляски оставался среди бумаг. Но не думаю, что им воспользовались. Конструкция производимой техники отличалась от созданной мною. Просто я сумел предвидеть, что понадобится народу через десяток лет.

Работники авиазавода, которые помнят Сергеева с его одержимостью изобретательства, не отрицают, что первая тележка могла быть создана им еще в 80-е годы. Но утверждают, что изделие с заводских конвейеров создавалось не по его чертежу. Тогда, мол, идея сооружения ручного мини-транспорта уже висела в воздухе -- оставшихся без работы и массово подавшихся в торговлю людей надо было "поставить на колеса". Недаром ведь тележки одновременно начали делать на многих предприятиях, а народ окрестил транспорт не в честь создателей, а именем тогдашнего президента страны.