Выпуск газеты Сегодня №204 (1549) за 11.09.2003
ПЕРВУЮ "КРАВЧУЧКУ" ПРИДУМАЛ КИЕВЛЯНИН 20 ЛЕТ НАЗАД
Больше всего хотелось взглянуть на самую первую тележку.
-- Два десятка лет на этом "ретромобиле" грузы вожу, -- смеется Алексей Алексеевич, доставая из сарая поржавевшую технику. -- Тонны стройматериалов переправил, ведь полжизни сооружал собственный дом.
Во время строительных работ "забарахлил" позвоночник. Нейрохирург посоветовал не поднимать грузы больше 5 кг. Тогда Сергеев, инженер-конструктор авиазавода, решил создать себе на подмогу мини-транспорт. Через неделю был готов чертеж. Держу в руках пожелтевший от времени лист -- с рисунком один к одному совпадает конструкция старой коляски. Длина ручки и размер подставки для сумки регулируются, "тачка" складывается до размера полиэтиленового пакета -- процесс изображен на бумаге. "Машину" также можно использовать, как табуретку (выдерживает сотню килограммов), что удобно для торгующих на рынке.
-- Хотел оформить патент, -- поведал Алексей Алексеевич. -- Но наличие этой бумаги было необходимо лишь в том случае, когда изделие запускали в производство. А без этого официальное подтверждение авторства давало изобретателю только вознаграждение в 200 рублей. Тогда, в 1983 году, предлагал выпускать этот "товар" на заводе, но меня не поддержали, мол, кому эти "телеги" нужны?
Однако Сергеев не раз убеждался, что в таком транспорте народ нуждается. С улыбкой вспомнил, как оборачивались прохожие, когда он катил груженую коляску. Некоторых веселило необычное в то время зрелище. Те же, кому торбы обрывали руки, просили подбросить "кладь", суя "водителю" рубль. А кое-кто срисовывал чертеж и "варил" себе такой же транспорт.
-- Не считаю тележку серьезным изобретением, -- говорит Сергеев. -- Гужевой транспорт существует тысячи лет. Моя коляска -- одна из его разновидностей.
Алексей Алексеевич рассказал, как когда-то он один и вместе с коллегами давали "путевки в жизнь" многим бытовым "мелочам" -- Совмин бросил клич ликвидировать дефицит и обязал все предприятия кроме основной продукции выпускать ширпотреб.
Сергееву, который за 29 лет работы на авиазаводе участвовал в сооружении самолетов Ан-2, Ан-124 ("РУСЛАН"), Ан-225 ("МРИЯ"), придумывать нужные в хозяйстве вещи нравилось. Из "выданных" им около сотни разработок товаров народного потребления половина была запущена в производство. Среди них -- детская коляска "Мальвина", стиральная машина "Малютка", карниз с механическим зашториванием с помощью веревок, автоприцеп-дача, качели "Тик-так". Эти товары невозможно было достать даже в столичных универмагах.
Были и такие разработки, как металлические пуговицы с фигурным тиснением для пионерских рубашек. С конвейера авиазавода дети также получили посудку для кукол и конструктор для уроков труда. За разработки ширпотреба конструктора неоднократно награждали медалями на ВДНХ СССР и Украины.
-- Особенно любил придумывать игрушки, -- продолжает Алексей Алексеевич. -- В детстве не было ни одной -- вручную приходилось шить мячи, из дерева вырезал коньки и пистолеты.
Соорудив тележку, приступил к созданию крупногабаритного конструктора, работу над которым считает главным делом жизни. Из 20-килограммового набора трубочек, железок и винтов можно собрать 150 единиц разной техники -- "ходунки", велосипеды, санки, лодки, самолет. На эту мультимашину, аналогов которой, по словам Сергеева, в мире нет, есть и авторское свидетельство. Осталось убедить предпринимателей наладить серийный выпуск.
Несколько экземпляров конструктора есть дома у изобретателя. На собранных из них машинах катались его внуки. Но только возле двора деда, чтобы никто не "позаимствовал" идею. Неужели именно так получилось с "кравчучкой"?
-- Выпускать тележки на предприятии начали в 1991 году, через год после моего увольнения, -- поясняет Алексей Алексеевич. -- Один экземпляр чертежа коляски оставался среди бумаг. Но не думаю, что им воспользовались. Конструкция производимой техники отличалась от созданной мною. Просто я сумел предвидеть, что понадобится народу через десяток лет.
Работники авиазавода, которые помнят Сергеева с его одержимостью изобретательства, не отрицают, что первая тележка могла быть создана им еще в 80-е годы. Но утверждают, что изделие с заводских конвейеров создавалось не по его чертежу. Тогда, мол, идея сооружения ручного мини-транспорта уже висела в воздухе -- оставшихся без работы и массово подавшихся в торговлю людей надо было "поставить на колеса". Недаром ведь тележки одновременно начали делать на многих предприятиях, а народ окрестил транспорт не в честь создателей, а именем тогдашнего президента страны.