1998  1999  2000  2001  2002  2003  2004  2005  2006 

Выпуск газеты Сегодня №205 (1550) за 12.09.2003

СЛУХИ О ПОДОРОЖАНИИ ПРОЕЗДА В МАРШРУТКАХ НАДУМАНЫ,

Подорожание топлива всегда порождает массу разговоров о тотальном повышении цен. Пример тому -- последний рост цен на нефтепродукты, в частности, солярку. Среди прочих слухов отчетливо слышна версия об увеличении стоимости проезда в маршрутках. А также -- о внесенном на рассмотрение Верховной Рады законопроекте, который предусматривает штрафы за перевозку стоящих пассажиров. Решили проверить оба слуха.

СОЛЯРКА НЕ ПРИ ЧЕМ -- ЕЗДИТЬ НЕ НА ЧЕМ

По словам некоторых перевозчиков, само по себе подорожание топлива существенно не отразилось на себестоимости проезда. Так, при цене 1 грн., себестоимость перевозки одного пассажира составляет 90 коп. Из них в среднем 15% -- затраты на топливо, то есть примерно 13,5 коп. Если стоимость топлива увеличивается на 15%, себестоимость поездки повышается на 2 копейки. Это незначительный показатель для того, чтобы поднимать цену билета.

Но позиция городских властей относительно улучшения качества перевозок (в частности, старые маршрутки убрать, новые закупать) вынуждает многих перевозчиков все-таки задумываться о повышении цены проезда. А в свете вышеуказанного законопроекта подорожание неизбежно. Особенно это касается перевозчиков, в парке которых -- "Богданы". Стоимость одного такого автобуса -- 30 тыс. грн. Кредиты выдаются на три года, и чтобы "отбить" цену за этот срок, нужно ежедневно "снимать" около $30 с каждой машины, то есть 160 грн. при дневной выручке, в среднем, 300 грн. Плюс зарплата водителям да топливо, что выливается в кругленькую сумму. А еще прибыль хочется иметь, которая, кстати, получается именно за счет стоящих пассажиров. Запрети их провозить без повышения цены -- перевозчики "вылетят в трубу". "На плаву" останутся разве что старые маршрутки, от которых город стремится избавиться.

Еще один немаловажный момент. Допустим, тарифы повысятся: как это воспримут пассажиры? Наверняка многие откажутся от поездок в маршрутках. К ним присоединятся и те, кого не пустят в маршрутку водители, боясь штрафов (распрощаться с 85 грн. нынче не каждому легко). Неужели нас опять ждут давки в троллейбусах, оттоптанные ноги, вырванные волосы и украденные кошельки? Город попросту не готов к такому повороту событий, учитывая состояние коммунального транспорта. Нехватка подвижного состава, вечные срывы графиков движений... Пассажиры будут штурмовать маршрутки, нарываясь на скандалы с водителями.

Выход из ситуации без повышения стоимости проезда, по мнению перевозчиков, должен быть комплексным. Например, давно пора разграничить понятия "маршрутное такси", где только сидячие места, и "экспресс", в которых можно перевозить стоящих пассажиров ("Богданы", скажем, для этого и предназначены). Кроме этого, неплохо бы расширить ценовой диапазон в зависимости от расстояния маршрута. Напомним нынешние: до 5 км -- 60 коп., 5--10 км -- 75 коп., больше 10 км -- 1 грн. Почему бы не добавить: больше 15 км -- 1,25 грн.? Последнее, учитывая "наложение" разных маршрутов, просто необходимо. Если раньше пассажирский состав на протяжении маршрута менялся, то сейчас заметна тенденция к постоянству, то есть одни и те же люди едут от начала до конца. Следовательно, прибыль перевозчиков уменьшается.

ПОЗИЦИЯ ВЛАСТЕЙ

-- Сегодня нет оснований для поднятия тарифов в маршрутных такси, -- считает Иван Салий, начальник главного управления транспорта столицы. -- У нас в каждом договоре с маршруточниками обусловлена стоимость проезда. Если маршрут -- более 10 км, то тариф -- не более 1 грн. К тому же после подорожания горючего никто из перевозчиков относительно повышения платы за проезд в управление не обращался.

А законопроект в Верховную Раду действительно подан. Безопасность на транспорте очень низкая. Если водитель нарушает соответствующие правила, а теперь сюда добавляется перевозка стоячих пассажиров, то его штрафуют. Соответствующие санкции применяет ГАИ. Но повторюсь: это лишь проект закона, мы только вносим предложение увеличить штрафы. По договорам, которые заключаем, перевозчики соглашаются не допускать стоячих пассажиров. Скажем, в "Богданах" -- не больше 1--2 с их согласия. Однако повальные нарушения существуют -- это факт. Если честно, я не верю в силу штрафов. Штрафы через суды -- это канитель. Но все же думаю, что мы эту проблему решим -- когда машин станет больше, увеличится количество мест. В этом году город закупит не одну сотню больших автобусов и троллейбусов.