1998  1999  2000  2001  2002  2003  2004  2005  2006 

Выпуск газеты Сегодня №206 (1551) за 13.09.2003

ГОРЮЧЕЕ ПОДЕШЕВЕЕТ, КОГДА... ЗАМЕРЗНУТ РОССИЙСКИЕ ПОРТЫ

Неделю назад наблюдал уморительную картину: наши мужики, возвращающиеся из Европы в Украину, вручную толкали свою легковушку через мостовой переход. Аккурат на границе Венгрии у них кончился бензин, и они не захотели заправляться на том берегу Тисы, где это обошлось бы почти втрое дороже, чем на родине. Вероятно, путешественники испытали легкое разочарование, убедившись, что и в родных пенатах горючее подорожало.

За последний месяц средние цены на бензин марки А-76 поднялись на 24%, А-92 -- на 9% А-95 -- на 8%, дизтоплива -- на 23%. Как видим, рост дороговизны в наибольшей степени отразился на "солярке" и низкооктановом бензине, которые именно сейчас нужны крестьянам для проведения осенне-полевых работ. Лидер фракции Аграрной партии в ВР Екатерина Ващук даже заявила, что если ситуация не изменится, надо вносить на рассмотрение парламента законопроект о беспошлинном импорте нефтепродуктов: "Пусть отечественные нефтеперерабатывающие заводы подумают, чем это им обернется. А мы будем иметь насыщенный рынок, конкуренцию". Однако не стоит паниковать: не успеем, не посеем, не пожнем! Кабмин на этот случай подстраховался -- в начале месяца Минагрополитики и руководство нефтеперерабатывающих заводов (НПЗ) подписали соглашение о поставке сельхозпредприятиям в сентябре--октябре 860 тыс. тонн дизтоплива по приемлемой цене -- 1700 грн./тонна. Этого аграриям с лихвой хватит. А в рознице, по мнению экспертов, сбить цену на "солярку" помогут импортные поставки. В частности, в начале будущей недели на наш рынок поступят 30 тыс.тонн российского дизтоплива.

Однако нынешний всплеск цен на горючее уже ударил по карманам и крупных транспортных компаний, и муниципальных перевозчиков, и миллионов автолюбителей. С неизбежностью всплыли "проклятые" вопросы "а ля Герцен и Чернышевский": кто виноват и что делать? В первую очередь взялись за... последних в длинной цепочке поставщиков -- розничных торговцев бензином. Территориальные отделения Антимонопольного комитета Украины уже выявили ценовой сговор на рынках розничной торговли нефтепродуктами в Донецкой, Днепропетровской и Закарпатской областях, оштрафовали виновных и начали расследования по признакам нарушения экономической конкуренции. На подходе -- другие регионы.

Председатель Комитета ВР по вопросам топливно-энергетического комплекса Андрей Клюев основной причиной негативных тенденций назвал реэкспорт из Украины российской нефти, поступающей в рамках оговоренных квот. Упомянутая разница в ценах на горючее у нас и в дальнем зарубежье обеспечивает высокую прибыльность этого бизнеса. По словам Клюева, могут рассматриваться различные варианты регулирования реэкспорта, вплоть до полного запрета. Его коллега по комитету Игорь Еремеев считает реэкспорт лишь одним из факторов подорожания горючего и указывает на рост цены нефти на мировом рынке и увеличение Россией экспортных поставок энергоносителя в дальнее зарубежье по всем имеющимся маршрутам. По его мнению, цены на горючее пойдут вниз, когда начнут замерзать российские порты, в которых находятся нефтеперевалочные комплексы, и российская нефть вынужденно пойдет в Украину. В свою очередь глава нефтекомпании "ТНК-Украина" Александр Городецкий решительно отрицает влияние реэкспорта на ценовой всплеск. Исключительной причиной он считает подорожание нефти с начала года на 50--90%, ведь дефицита нефтепродуктов нет, их запасы на 15--20% превышают прошлогодние.

А тем временем в борьбе с вывозом горючего из страны "впереди паровоза" забежала Госадминистрация железнодорожного транспорта "Укрзалізниця". Своей телеграммой она запретила ключевым станциям отгружать на экспорт нефтепродукты: аналогичные меры уже применялись в марте, чтобы обеспечить первоочередные поставки горючего на село для проведения весенне-полевых работ. Однако на этот раз железнодорожники перестарались, Министерство транспорта отменило запрет на отгрузку нефтепродуктов на экспорт на станциях, находящихся возле НПЗ. Думается, правильно сделало, ведь попытки урегулировать сложную ситуацию с помощью жесткого административного вмешательства, как свидетельствует опыт, крайне редко дают позитивный результат. Однако, как сообщил журналистам вице-премьер Виталий Гайдук, срок регистрации контрактов на реэкспорт нефти, дизтоплива и низкооктанового бензина будет сокращен до 3 дней, а не до 10, как планировалось ранее. По его мнению, на субъектах нефтерынка это не отразится, а государство будет знать, кто, почему и по каким ценам экспортирует. И в случае небходимости -- например, если спрос превышает предложение на внутреннем рынке -- сможет оперативно принимать решения об ограничении реэкспорта.

Итак, борьба с ценовым "пожаром" развернута комплексная и по всем возможным направлениям. И все же это борьба со следствиями, а причина -- зависимость Украины на 80% от поставок российских углеводородов. Но есть способ эффективнее влиять на ситуацию на внутреннем рынке нефтепродуктов. Для этого, по словам премьер-министра Виктора Януковича, Кабинет Министров намерен создать национальную нефтеперерабатывающую компанию, которая будет всю нефть, добытую на территории Украины, превращать в готовое горючее. "Должен быть сильный национальный игрок, чтобы влиял на ценовую политику и политику на рынке нефтепродуктов в Украине", -- сказал премьер. Янукович подчеркнул, что сейчас государству сложно регулировать ценообразование на рынке нефтепродуктов из-за приватизации всех НПЗ, а создание национальной нефтяной компании позволит решить эту проблему.

Собственно, сама идея уже звучала. Еще в июне 2002-го правительство говорило о необходимости создания в составе Национальной акционерной компании "Нефтегаз Украины" компании "Нефть Украины", передав ей государственные пакеты акций в ОАО "Укрнефть" и нефтеперерабатывающих заводах. Но, как говорится, воз и ныне там.