1998  1999  2000  2001  2002  2003  2004  2005  2006 

Выпуск газеты Сегодня №208 (1553) за 16.09.2003

В БОЛГАРИИ ПРОКАТИТЕСЬ НА "ВОДНОМ АВТОБУСЕ"

Путешествуя по заграницам, многие туристы пользуются общественным транспортом. Однако правила проезда в автобусах и трамваях в разных странах существенно различаются...

В Болгарии существует много междугородных маршрутов. Общественный транспорт представлен в основном автобусами (в том числе и частными), а в Софии и других крупных городах -- троллейбусами и трамваями. Стоимость билета в общественном транспорте -- 35-40 стотинок. Билет покупается у водителя или кондуктора. Также продаются проездные на 1 и 5 дней.

Поезда делятся на “експресен” (экспресс), “бързи” (скорый) и “пътнически” (пассажирский). Спальные вагоны есть в составе поездов между Софией, Варной и Бургасом, но места необходимо бронировать заблаговременно. Регулярный паром пересекает Дунай из Калафата (Румыния) в Видин. Внутри страны “водный автобус” курсирует между Варной и Балчиком и между Несебром и Созополем.

Такси в Болгарии множество. Лучше не садиться в авто возле дорогой гостиницы -- поездка выйдет недешевой. Оплата -- по счетчику, с 22 до 5 часов тариф увеличивается вдвое. Стоимость проезда невысокая, но всегда рекомендуется брать такси с работающим счетчиком или договариваться о цене заранее. При поездках за город, как правило, оплачивается и обратная дорога. Чаевые дают, округляя сумму до 5 или 10 левов.

Самое популярное средство сообщения в пределах Турции – автобус. Междугородные автобусные линии связывают между собой почти все крупные города побережья. Автобусы отправляются почти ежечасно, при этом стоимость проезда относительно невысокая. Обслуживание превосходное, во многих машинах установлены кондиционеры. Билеты продаются на автостанциях, но можно сесть в автобус и без билета, оплатив поездку в пути. Городские автобусы часто переполнены.

В городах работают также долмуши -- турецкое маршрутное такси, с фиксированной стоимостью проезда и остановками в определенных пунктах. Его можно остановить на улице или найти на стоянках.

Такси обычно оборудованы счетчиком, поездка стоит недорого. В пределах города плата за проезд взимается по счетчику, на дальние поездки установлены твердые тарифы. В Анталии, например, за каждый км придется платить по доллару. Для выезда на экскурсии можно нанять такси на весь день. Это будет стоить примерно столько же, сколько и прокат автомобиля. В качестве чаевых принято округлять сумму до круглой цифры, кратной 5 тыс. лир. После полуночи плата увеличивается на 50 %.

Общественное автобусное сообщение Испании весьма удобно, но в “высокий сезон” (июль-сентябрь) возможны сбои в расписании. С курортов Коста Брава и Коста Дорада до Барселоны удобно добираться электричкой. Морская средиземноморская компания осуществляет регулярное сообщение между Пиренейским полуостровом и северной частью Африки. Кроме того, осуществляется ежедневное сообщение с Канарскими островами из Барселоны и Валенсии, еженедельное -- из Кадиса. Вдоль побережья ходят прогулочные катера. На них вы можете совершить увлекательное путешествие.

Такси в Испании оплачивается по счетчику в соответствии с действующим тарифом, внутри маленьких городов твердая такса -- до 10 долларов. В некоторых городах такси предоставляет услугу, известную как “большой туризм” -- по более высокому тарифу, поэтому рекомендуется заранее обсудить стоимость такой поездки. Такси можно вызвать через службу портье вашего отеля. Учтите, что в ночное время, в выходные и праздничные дни стоимость такси возрастает.

Система автобусных перевозок в Италии весьма развита, но не слишком популярна, так как поездки на поезде значительно дешевле. Билеты на транспорт внутри города продаются в газетных киосках и барах. Талон надо прокомпостировать на остановке или в салоне, после чего он действителен в течение часа.

Такси (желтые машины с табличкой) дорогое, кроме того, берутся наценки (25%) за ночные поездки, багаж, загородные поездки (30%), а также за поездки по воскресеньям и праздникам. Такси целесообразно заказывать по телефону или воспользоваться ближайшей стоянкой.

В Венеции весь транспорт -- водный. Невозможно побывать в Венеции и не покататься на гондоле, такая поездка (с музыкантами) будет стоить 170-180 долларов США (4 человека плюс 2 музыканта).

Внутригородской транспорт Израиля представлен прекрасными автобусами. Проезд весьма дорогой, но зато комфортный и быстрый. В субботу автобусы не ездят -- таким образом местные власти “намекают” гражданам, что в этот день надо молиться. Единственное исключение -- курорт Хайфа: здесь автобусы ездят постоянно, потому что в городе много туристов. Такси сравнительно недорогое. Гиды советуют не пользоваться услугами частных извозчиков.