1998  1999  2000  2001  2002  2003  2004  2005  2006 

Выпуск газеты Сегодня №211 (1556) за 19.09.2003

"ДЮКОВАТЫЙ" ФЕСТИВАЛЬ

"Это урок, жестокий, печальный. Печально, что у нас есть такие,.. которые... не умеют организовывать... Просто сорвали фестиваль, -- говорил об одесском кинопразднике и его "вдохновителе" известнейший кинорежиссер Петр Тодоровский. -- А валят все на город..."

КАК ОДЕССИТЫ ДАЛИ СЕБЯ УГОВОРИТЬ

В апреле 2003-го от экс-президента Одесской киностудии в 1987--1992 годах Юрия Коваленко, ныне гражданина России, на имя мэра Одессы поступила записка с предложением возродить в городе кинофестиваль "Золотой Дюк". Самое время -- 100 лет со дня первого показа кинофильма в Одессе, 15 лет фестивалю. К записке было приложено письмо Н. Михалкова -- на бланке Союза кинематографистов России, с исходящим номером и оригинальной подписью вроде бы Никиты Сергеевича, датированное, правда, декабрем 2002-го. В нем говорилось, что в январе (уже этого года) в одесской мэрии будет создан оргкомитет кинопраздника, а в российском союзе кинематографистов -- подоргкомитет. Этот "под" разработает концепцию, общий план, сопутствующие мероприятия, бюджет праздника и другие документы, которые мэрия Одессы и секретариат Союза кинематографистов России могли бы рассмотреть и утвердить в марте 2003 года. Напомним, что все эти благие помыслы были предложены одесской мэрии в апреле...

В мэрии задумались -- ведь предлагалось провести кинопраздник в Дни города, в первых числах сентября. Эти дни в Одессе, как правило, -- своеобразный отчет о всем лучшем, сделанном за год. Конечно, море всевозможных мероприятий, а это и средства колоссальные, и люди -- нарасхват. Спонсоры все выжаты, а бюджетные деньги, понятно, на это не идут. А тут один кинопраздник может потянуть бюджет всего Дня города. В то же время соблазн: возродить былую славу Одессы, вспомнить созданный Станиславом Говорухиным великолепный "Золотой Дюк", когда в очередях стояли толпы, чтобы попасть на премьерный кинопоказ, встречу с любимыми актерами, режиссерами, взять автограф у самого Марчелло Мастрояни. К тому же, год России в Украине.

26 июня на учредительном собрании международной организации Нового кино стран СНГ и Балтии была принята декларация, и первым ее проектом решили считать проведение кинопраздника "Эхо "Золотого Дюка" в Одессе. И сам Михалков вроде бы грозился приехать на фестиваль. А тут и господин Коваленко, который представился как уполномоченный от якобы уже созданного оргкомитета в России, заявил, что средства у них есть, и финансирование -- не проблема одесситов.

-- Теперь я убедился, что надо было по каждому поводу составлять протоколы, -- вздыхает заместитель одесского мэра Владимир Палиенко, "разгребающий" нынче все, что сложилось с фестивалем.

Пока горисполком размышлял, приехал Геннадий Полока, первый зампредседателя Союза кинематографистов России по международным связям, готовился инвестиционный проект, определялась степень участия в нем мэрии Одессы. В состав оргкомитетов, как с нашей, так и с российской стороны входили, что называется, первые лица. И все время город убеждали: не волнуйтесь, деньги у нас есть. Только подскажите банк, в котором разумнее всего аккумулировать поступающие на фестиваль средства. Одесситы назвали. Как стало известно нашему корреспонденту из своих источников, в банк этот один единственный раз поступил... счет на 15000 долларов. Там с недоумением спросили: "Кому и за что мы должны платить?"

Планы (на словах) были грандиозные: встречи в городах и поселках области, масса вечеров -- памяти Андрея Ростоцкого, Владимира Высоцкого, издание книги-фотоальбома "Золотой Дюк", выпуск одноименной газеты. Чем-то должно было это нашим чиновникам напомнить Нью-Васюки из книги земляков Ильфа и Петрова. Но... одесситы соблазнились.

И 17 июня уходит за подписью мэра города письмо на имя Никиты Михалкова. Считаем уместным частично его процитировать: "Исполнительный комитет поддерживает идею проведения в сентябре этого года кинопраздника "Эхо "Золотого Дюка"... Вместе с тем организация проведения кинопраздника на достойном, высокоорганизованном и профессиональном уровне требует от его учредителей, продюсерской группы серьезной проработки финансово-экономических затрат указанного творческого проекта. Поэтому только при решении вопроса финансового обеспечения кинопраздника, определения генерального спонсора, утверждении оргкомитета, дирекции кинопраздника, городской исполком готов включить этот проект в план проведения мероприятия в рамках Дней города и принять долевое участие в организационной, творческой части работы".

На это письмо мэра был только телефонный звонок, из которого следовало, что Союз кинематографистов России все устроит, в Одессе только должны создать оргкомитет.

3 июля мэр издает распоряжение о проведении в городе кинопраздника "Эхо "Золотого Дюка", в котором горисполком подтверждает свое согласие на его проведение Был утвержден состав оргкомитета, который возглавили первый зам мэра Леонид Сушкин, замы Владимир Палиенко и Юрий Крук. Третьим пунктом распоряжения предоставлено было эксклюзивное право на организацию, проведение и финансирование кинопраздника Союзу кинематографистов России. В распоряжении же было указано требование до 15 июля представить окончательный план проведения праздника.

"ЛОХОТРОН" ДЛЯ ЧИНОВНИКОВ

Коваленко выходил на связь с горисполкомом, если надо было ему. Связаться же с ним и выяснить, "на каком свете все находится", возможность практически отсутствовала -- он лишь оставил городской телефон какой-то Светланы Александровны, где его было не найти.

Худо-бедно, но в этих телефонных переговорах был утвержден художественный руководитель праздника -- режиссер, заслуженный деятель Украины Георгий Юнгвальд-Хилькевич (в начале сентября, увидев процесс подготовительных работ к открытию фестиваля в исполнении Коваленко, он уехал и больше не появлялся).

К 13 августа чиновники все же добились проведения заседания оргкомитета, где собирались выслушать программу праздника и все, что с ним связано.

-- Озвучивание чего-то было, -- подбирает слова помягче Владимир Палиенко, -- но сказать, что это была программа -- нельзя. Перечень ничем не обусловленных мероприятий. Фильмы чуть не от "Жажды" назывались. Новые -- Говорухина и Тодоровского, не звучали. Список актеров представлял собой выдержку из энциклопедии от "А" до "Я".

Дальше -- больше. На столбах появились афиши, оформление которых оставляло желать лучшего, а оргкомитет об этом ничего не знал. Причем, в одних афишах упоминались 40 приезжающих актеров, в других -- 25 (приехало всего восемь, хоть общая "делегация" разных стран и народов была солидной). На конкретные вопросы уже обеспокоенных чиновников: кто приезжает, где размещаете, как решается вопрос транспорта и так далее, звучал бодрый ответ: "У нас все решается".

-- Шла постоянная подмена слов, формулировок, понятий, -- констатирует Палиенко. – В последние дни оргкомитет уже не работал, за исключением отдельных лиц... Мы сделали серьезную ошибку -- надо было отменять фестиваль. Но не рискнули. К тому же "вот-вот приедет мэтр -- Михалков". И еще одна ошибка -- слишком доверились человеку, которого, в принципе, знали по прошлым делам как ответственного и делового.

Интеллигентный и порядочный Владимир Палиенко не мог поверить, что его так подведет не просто земляк, а человек, чья дочь с его сыном десять лет учились в одном классе. Говорят, что Коваленко хотел вернуться в Одессу "на белом коне". И фестиваль -- это был его карт-бланш для дальнейшей творческой работы в городе. В результате -- сорвал фестиваль, опозорился сам, подвел людей, которые ему доверяли, выставил на посмешище город, которому сам многим обязан.

Уже открытие 4 сентября, которое задержали на два часа, показало, что "кина не буде". На сцену Русского драматического театра выходили все, кому не лень. Бывший администратор Одесской киностудии, который некоторое время назад уехал в Америку, рассказывал аудитории про свои эмигрантские годы. Через три с половиной часа вышел Тодоровский. К этому времени люди стали расходиться... Фильм о Высоцком шел без звука. 40 минут "амбразуру" праздника прикрывал Хобарт Эрл, дирижер симфонического оркестра... Некоторые уточняли, на тот ли праздник попали, ибо из известных актеров на сцене увидели только Ольгу Кабо. Да и та призналась, что ее "поймали" на Дерибасовской, где она гуляла, приехав на выставку своей подруги фотохудожницы Екатерины Рождественской, и попросили принять участие в фестивале, организаторами которого они, "поймавшие", являются, -- мол, одесситам приятно будет. Почти к концу открытия подоспели, правда, Лионелла Пырьева, Юрий Назаров, Аркадий Инин, Борис Хмельницкий.

КАШУ НЕ ВАРИЛИ, А ХЛЕБАТЬ ПРИДЕТСЯ

Больше из мероприятий кинопраздника выделить нечего. Что действительно прошло на "ура", так это показ премьерного фильма "Жила-была Одесса" режиссера Двинского (директор киноконцертного комплекса морвокзала Анна Чернобродская проявила свой талант организатора, и зал был полон). Одесский оргкомитет, впрочем, об этом узнал после премьеры. Как и о том, что в городе был все-таки писатель Тополь (вместо встречи с читателями он общался с журналистами), и актеры все-таки какие-то приехали. Какие-то -- потому что списка так и не могли от Коваленко добиться. Тогда же до них дошел слух, что не все гладко с размещением и питанием актеров. (Трудно найти СМИ, которые бы не рассказали об этом вопиющем конфликте).

Петр Тодоровский с благодарностью говорит о директоре Одесской киностудии Тамаре Яворской, которая приехала в гостиницу спасать положение: "...Пришлось приехать и упросить, чтобы нас кормили, сказать, что она заплатит за нас... Это такой ужас и стыд! Мы в жизни не могли представить себе ничего подобного. Мы не знали, что нам придется доставать деньги на обратный путь... Нас обманули, да еще как..." Дело в том, что расселяли актеров в гостинице и кормили под гарантийные письма, выданные за подписью Юрия Коваленко, как директора кинопраздника. Но время шло, а денег не было. Возник конфликт, который каждый решал, как мог.

В городе говорят, что проблемы Тодоровских взял на себя один из учредителей кинотеатра "Родина", который в этот раз не могли использовать под кинопраздник.

-- Такие вещи не делают с наскока, -- поясняет Владимир Палиенко. -- Все определяется заранее. Сегодня кинотеатры не государственные. Это раз. Второе: чтобы снять с сеанса тот же американский фильм, который стоит в плане, и заменить его фестивальным, необходимо заранее обращаться в инстанции вплоть до представителей американских кинокомпаний.

Так решался вопрос для премьер Говорухина и Тодоровского в другие дни, для фестивалей французского, бельгийского, польского кино, которые регулярно проводятся в Одессе, и никогда не было проблем с кинотеатрами...

А в городе ходят слухи, якобы от имени организаторов фестиваля выходили напрямую на директоров кинотеатров, которым предлагалось поделить прибыль так: им 10%, "нам", то есть фестивалю, -- 90, причем наличкой. Если на "драконовские" проценты директора еще соглашались ради любимого города, то на наличку уж никак не могли пойти.

Коваленко все время ссылается на какие-то "темные силы", обвиняет всех в провокациях. Одной из газет заявил, что оплату проживания и питание актеров в гостинице в сумме 10,5 тыс. грн. должен был оплатить горисполком. На вопрос же Владимира Палиенко, как он мог такое говорить, если не было никаких договоров, сообщил: "А я и не говорил такого".

Сегодня в Одесском горисполкоме создана рабочая комиссия, возглавил которую Палиенко. Она занимается изучением и анализом сложившейся ситуации. Ее работа будет скорее похожа на расследование: затребованы официальные документы из гостиниц -- кто, где размещался, за какие средства. Изучается список театров, других площадок города -- что проходило на этих сценах, какие были доходы, куда шли и так далее. Имеется пока не подтвержденная документально информация, что актеры жили в "Валентине" и у них были проблемы, а вот чиновники от кино проживали в пансионате "Мирный", гостинице "Особняк", где, говорят, номер стоит 180 долларов. Так вот у них проблем не было -- все оплатил якобы Союз кинематографистов России.

На имя Никиты Михалкова отправлено письмо, в котором разъясняется ситуация с фестивалем, как ее увидели город и исполком Одессы. А Одесская киностудия, как стало известно "Сегодня", проводит свое "расследование, ибо престиж города и студии, всегда активно и плодотворно работающей с российскими актерами, кинематографистам вовсе не безразличен.

Перед самими актерами, конечно же, извинились. Многие из них сгоряча, уезжая, сказали, что больше в Одессу -- ни ногой. На что Тодоровский им ответил: "Да нет, вы с Коваленко не езжайте. Я лично хочу вычеркнуть из своей жизни Коваленко... Должна быть четкая работа штаба, а здесь и штаба никакого не было -- он и жена, разговаривать не с кем... А Одесса ни при чем. Город прекрасный, дай Бог ему процветать и жить долго-долго".

Естественно, объективности ради мы попытались выслушать мнение и самого Коваленко. Но связаться с ним, увы, не смогли. По телефону, который значится за таинственной "Светланой Александровной", нам ответили, что Коваленко с женой уехали в Москву и сейчас связи с ними нет. Других координат нет даже в мэрии...