1998  1999  2000  2001  2002  2003  2004  2005  2006 

Выпуск газеты Сегодня №212 (1557) за 20.09.2003

В КИЕВЕ БЫЛА СВОЯ ЭЙФЕЛЕВА БАШНЯ

С тем, что Киев -- город европейский, согласились даже иностранцы. Однако право носить столь высокое "звание" он получил не год, не десяток лет и даже не одно столетие назад. Ведь как иначе объяснить старинные киевские топонимы, идентичные названиям западных достопримечательностей?

Самым распространенным топонимическим "мифом" была Венеция на Днепре. Колокольню Елизаветинской церкви на Трухановом острове сравнивали с башней собора Св.Марка, а готические арки Цепного моста -- с надводными виадуками. Добавьте сюда ежегодные днепровские разливы -- так на карте города появился Венецианский пролив.

На этом итальянское мотивы не заканчивались. В Киеве в конце девятнадцатого века открылись гостиницы "Италия" и "Сан-Ремо", а известный хормейстер Агренев-Славянский приступил к строительству концертного зала, который бы превосходил зал миланской оперы "Ла Скала" и вмещал 50 тысяч зрителей. Кстати, сейчас на этом месте размещается итальянский ресторан.

Пригороды Киева тоже перекликались с пейзажами Италии. Взять хотя бы проселочную дорогу на дачу "Кинь-Грусть". Своей экзотичностью пленяли Приорка и Куреневка. "Я... не видел Италии, -- писал литератор Тимковский, но и тот, кто наслаждался очаровательною природою стран южных, будет удивляться величию картин здешнего края"(1818).

Некоторые путешественники пытались сравнить "здешние края" с картинами из арабских сказок. "Я видел Дамаск с его 30 тысячами садов, с его куполами, тополями и ивами и не шутя ручаюсь, что ночь киевской Куреневки не уступает ночи Дамаска... В лунную ночь эти сады представляют дивную картину. Колоссальные тополя, облитые светом месяца, как живые, тянутся вверх. Белые мазанки притаились под ними", -- восхищался петербургский критик Делов (1887).

Была в Киеве и Франция -- начиная с одноименного отеля на Крещатике и гостиниц "Лион", "Версаль", "Франсуа" и "Париж". "Из номера отеля "Франция" было видно всю улицу аж до цирка", -- вспоминал украинский писатель Евгений Кротевич. Речь идет об улице, которую горожане называли "наш маленький Париж" (ныне -- Городецкого). Здесь размещались и свои "Монмартр" и "Монпарнас", преобразованные после революции в "ХЛАМ" и "КЛАК", что по смыслу -- одно и то же: в первом случае -- художники, литераторы, актеры музыканты, во втором -- Киевский литературно-артистический клуб. Здесь царствовала богема, а театр "Соловцов" и цирк "Гиппо-Палас" являлись эпицентрами культурной жизни "парижского" квартала.

Как и на берегу Сены, рядом располагался сад "Тиволи", а напротив улицы Фундуклеевской (ныне -- Хмельницкого) возвышалась 12-метровая "Эйфелева" башня, служащая опорой для электроосвещения. На противоположной стороне Крещатика, к югу от университета Св.Владимира, находилась еще одна "парижская" достопримечательность -- Латинский квартал, где жили преподаватели, студенты и профессура прославленного вуза. "Вчера вечером, -- писала матери Леся Украинка из Ялты, -- так журчали потоки, что мне положительно вспомнился Киев в марте и наш Латинский квартал..." (1898).

В архитектуре стольного града и сегодня угадываются формы, навеянные зодчеством Италии и Франции. Не исключение -- его центральная улица. Не всем известно, что "дуга" административного здания (между Прорезной и Майданом Незалежности) в своей цокольной части напоминает фасад древнеримской Порта Маджоре, а каскады ступеней к высотке №25 -- Испанскую лестницу в Риме. Дом №32 построен в стиле флорентийского палаццо, а здание консерватории (№11) повторяет силуэт театра Сан-Карло в Неаполе.