1998  1999  2000  2001  2002  2003  2004  2005  2006 

Выпуск газеты Сегодня №212 (1557) за 20.09.2003

ПРИШЛА ПОРА ПЛАТИТЬ ЗА ПОГИБШИЙ АН-140

Неудивительно, что на пресс-конференции, посвященной началу страховых выплат в связи с гибелью украинского самолета Ан-140, был журналистский аншлаг. Ведь до сих пор не ясны все обстоятельства этой, одной из самых крупных и трагических, авиакатастроф в истории нашей страны. Но, по крайней мере, теперь не вызывает сомнений, что деньги родственникам погибших и владельцу самолета будут выплачены уже до конца этого года.

Коротко напомним историю происшествия. Ан-140, бортовой номер UR--140-03, находившийся в эксплуатации компании "Аэромост-Харьков", разбился 23 декабря 2002 года при подлете к иранскому городу Исфаган. На борту находились украинские и российские авиастроители, которые должны были участвовать в церемонии выкатки второго серийного самолета Иран-140 (аналог Ан-140), производимого фирмой "HESA". В живых не осталось никого...

Человеческие жизни, в отличие от машины, цены не имеют. И то, что семьи погибших в ближайшее время получат по $20 тыс. -- аспект важный, но скорее моральный, нежели материальный. А вот то, что первый транш в размере $1,5 млн. (всего надлежит возместить $8,4 млн. -- это самая крупная за 5 лет выплата в авиастраховании Украины) уже поступил собственнику погибшего "борта" -- ОАО "Укртранслизинг" -- серьезный экономический фактор. Эти деньги пойдут на строительство новых самолетов, что особенно актуально с учетом обветшалости отечественного авиапарка.

Самолет был застрахован СК "Авионика", перестраховщиком выступала российская компания "Ингосстрах". "После катастрофы мы попросили страховую компанию "Кредо-Классик", являющуюся партнером "Ингосстраха", выступить экспертом при урегулировании вопросов выплаты, -- говорит гендиректор "Укртранслизинга" Александр Юраков. -- Такое обращение было обусловлено тем, что эта компания является лидером украинского авиационного страхования и имеет материальные ресурсы, позволяющие принимать определенные финансовые обязательства". "Мы подключились к этому процессу и после ряда переговоров со всеми сторонами было принято решение, что обязательства по данным выплатам примет на себя наша компания, -- сказал президент "Кредо-Классик" Юрий Ефимов.

Практика такова, что сначала все деньги должна выплатить компания-страховщик, а уже затем требовать их с перестраховщика. Поэтому нужна была уверенность, что и российский партнер поведет себя по-джентльменски, в срок и в полном объеме перечисляя необходимые для выплат суммы. Тем более, что у него, в свою очередь, есть иностранные перестраховщики: всего в выплате по этой катастрофе участвуют около 40 компаний со всего мира. "Разница в украинском, российском и европейском законодательстве дает основания для различного толкования условий подобных договоров, -- подливает масла в огонь первый замдиректора "Ингосстраха" Олег Тишкин. Но тут же и успокаивает: "Заслуга всех сторон, что в рекордно короткий срок в истории авиационного страхования -- 9 месяцев, без судебных разбирательств и проволочек -- страховые выплаты начаты. Для наглядности, по международным меркам рассмотрение обстоятельств, связанных с авиакатастрофами, занимает 3--5 лет. А когда в 1987-м на авиасалоне в Ле-Бурже разбился Ту-144, на рассмотрение этого случая ушло 14 лет".

Отрадно, что руководители и украинской, и российской страховых компаний говорили о важности интеграции по линии авиастроения. И подчеркивали, что раз уж нам суждено быть соседями, надо быть и партнерами, и друзьями. А в дружбе без взаимного доверия -- никак.