1998  1999  2000  2001  2002  2003  2004  2005  2006 

Выпуск газеты Сегодня №213 (1558) за 22.09.2003

МАВРА БОЛЬШЕ НЕ МАЖУТ ГУТАЛИНОМ

У Санкт-Петербургского молодежного театра на Фонтанке (образовавшегося не так уж давно -- в 1979 году) , возможно, нет громкого имени за пределами Питера, но буквально каждая минута происходящего на сцене говорит сама за себя: это настоящий Театр.

В помещении Киевской оперетты были показаны трагедия Шекспира "Отелло" и пьеса "Крики из Одессы" по Бабелю. Интересно было наблюдать за перевоплощениями труппы в эти два вечера. И если во второй так бережно вплетаемую в действо тишину на сцене нарушали дудки шествующих снаружи футбольных фанатов, в первый вечер никто не мешал Отелло сходить с ума от ревности. А вместе с ним -- и чуть более хладнокровных, к счастью, зрителей. Ибо боролись мы все три часа спектакля со своими собственными чудовищами. Я, например, даже не заметил, когда же мавр задушил Дездемону.

Несомненно, эта постановка "Отелло" является шагом вперед или в сторону, но не скучным топтанием на месте. Во-первых, и это безусловный прогресс, лицо Отелло не вымазывали гуталином. Мавр-то ведь он весьма условный (и, кстати, уже давно известно, что эта народность имела светлую кожу) -- наконец начали понимать, что это только вредило восприятию трагедии и искажало ее смысл, и вообще, долой расизм! Во-вторых, всегда приятно, когда правильно и вовремя используется хорошая музыка, в данном случае -- этническая восточная и балканская, а в пиковые моменты африканская. И в-третьих, самым прекрасным образом трагедия иногда превращалась в фарс.

Одним словом, худрук театра Семен Спивак заслужил отдельных аплодисментов. Еще в 1998 году Спивак стал лауреатом премии "Люди нашего города" как лучший режиссер. Ну, а истерические слезы после спектакля исполнительницы роли Эмилии Анны Геллер, наверное, заслуживали не только цветов и криков "Браво!"(к сожалению, зрители еще не нашли других способов выражать свою благодарность и обмениваться энергией).

Не утратившие в сценической версии присущую Исааку Бабелю колоритность (сродни фильмам Эмира Кустурицы), "Крики из Одессы" произвели не меньшее впечатление. Именно во время таких спектаклей забываешь, что актеры играют, да и вообще -- что это актеры: ведь все это происходит здесь и сейчас. "Именно для этого и работаем", -- пробормотали усталые петербуржцы, выпивая в гримерке "на посошок" …томатный сок. Приезжайте еще.