1998  1999  2000  2001  2002  2003  2004  2005  2006 

Выпуск газеты Сегодня №213 (1558) за 22.09.2003

ЧЕМ ХУЖЕ ОТМЕТКИ В ШКОЛЕ -- ТЕМ УСПЕШНЕЙ ЧЕЛОВЕК В ЖИЗНИ

К такому выводу пришли немецкие ученые. По их мнению, дети, которые получают в школе плохие отметки, становятся позже самыми лучшими работниками и руководителями. Наши психологи не совсем поддерживают зарубежных коллег. По их подсчетам каждый второй ученик боится получить "неуд" и опасается реакции родителей на плохую оценку. Посему только 13 процентов детей в возрасте 13--15 лет с удовольствием посещают уроки.

"КАК Я БОЯЛАСЬ ПОЛУЧИТЬ ПЛОХУЮ ОЦЕНКУ!"

"Двоечники" бывают разные. Есть дети, которым действительно с большим трудом дается учеба. Их тяжело усадить за домашнее задание, а если они и проводят за учебниками вечера напролет, то толку мало. Но есть ребята, попадающие в отстающие совсем по другим причинам. Они дома, как правило, легко справляются с задачками, с интересом читают умные книжки. Но зато в школе за хорошо выученный урок получают плохую оценку, а контрольную, состоящую из знакомых задачек, и вовсе решить не могут. Оказывается, таким детям перебраться из "троечников" или даже "двоечников" в хорошисты мешает самый обычный... страх.

-- Мой Дима, -- рассказывает мама Наталья, -- хорошо учился где-то до третьего класса, пока им не ставили оценок. А в четвертом его как подменили. Если раньше он с удовольствием делал уроки, был у доски разговорчивым, то теперь все все стало с точностью наоборот. По словам учителей, из него слова не вытянешь. Но я не могу сказать, что учеба его не интересует, дома он занимается.

На самом деле Диме, как и многим другим детям, нормально учиться мешает тот самый страх. Причины его связаны как со школой, так и с домом.

-- Очень хорошо помню, -- вспоминает Ирина, мама другого школьника -- как я боялась в детстве огорчить родителей плохой оценкой. Родители в один голос твердили, что "в нашей семье дураков не было", все "стали людьми". Мол, и ты должна учиться только на "отлично"! Как я боялась получить плохую оценку! Стала избегать контрольных, умудряясь "заболеть" буквально за день до испытания, а если меня вызывали к доске, то от волнения (хотя отлично знала материал) просто не могла связать двух слов! В итоге я получала "тройки" и "двойки". Дома мне говорили, что я бестолковая, ленивая, неспособная, и обязательно наказывали за плохую отметку. Страх плохой отметки просто парализовал меня.

Страх плохой оценки испытывают многие дети. Как правило, это чувствительные, тонко реагирующие на события, для них очень важно одобрение значимых для них людей. Их самооценка сильно зависит от того, что думают о них окружающие. И если таких детей наказывать и ругать, то можно еще больше усугубить положение. Как же быть?

-- Во-первых, разговаривать с провинившимся ребенком спокойно и дружески, -- советует семейный психолог Валентина Ситник. -- Ни в коем случае не ругать за плохие оценки, а расспросить, почему так произошло: то ли он в последний момент забыл выученный урок, то ли испугался учительницы... Причина, которую назовет вам ребенок, для него очень серьезна, поэтому с вниманием отнеситесь к его словам. Можно провести с ним некую ролевую игру. Пусть он выучит урок и представит, что учитель -- это вы. Вызовите его "к доске", и пусть он вам отвечает домашнее задание. Проиграв ситуацию в спокойной обстановке, ваша дочь или сын будут чувствовать себя гораздо спокойнее, когда окажутся в ней в реальности.

ПРОВЕРЕНО НА СЕБЕ

Первого сентября моя дочь отправилась в первый класс. Как каждый родитель, я очень волнуюсь по поводу ее успеваемости. Чтобы как-то подстегнуть ребенка к "свершению подвигов" на образовательной ниве, я торжественно вручила Лизе свою серебряную медаль, полученную по окончании школы. Так сказать, решила ребенка воспитывать собственным примером! На следующий же день дочка чуть не поменяла слегка почерневшую кругляшку, которой я так гордилась, однокласснику за две жвачки. Когда я рассказала эту историю психологу Валентине Ситник, она поведала мне другой, но очень схожий, случай.

-- Ко мне обратилась весьма ответственная мама, -- вспоминает Валентина Петровна. -- Она по-своему пыталась приобщить сына к интересным делам, то есть делала все вместе с ним. К примеру, отправив сына в музыкальную школу, бросилась вместе с ним осваивать гаммы. Через какое-то время ребенок от музыки отказался. Тогда родительница стала читать сыну книжки. Ребенок действительно интересовался историей. Мама собрала целую историческую библиотеку, строила с сыном хронологические таблицы, рисовала рисунки к разным событиям. Прошел год -- история стала сыну безразлична. Так повторялось снова и снова. Только скажет сын: "Мама, мне кажется, мое призвание -- медицина", и мама тут же покупает микроскоп и уже капает чернилами на луковичную кожуру, чтобы продемонстрировать жизнь клеток. В итоге ребенок потерял интерес ко всему. "Ну почему? -- недоумевала мама.-- Я так старалась воспитать его своим примером!"

На самом деле, мама сама закрыла сыну все позитивные области самореализации, она у него отняла абсолютно все желания. В подростковом возрасте потребность проявить себя многократно усиливается: ребенок впервые задумывается над тем, что же сделал в жизни, что ему надо, что он любит, что ему интересно.

ВМЕСТО ПОСЛЕСЛОВИЯ

Не стоит зацикливаться на школьных отметках. Для детей с синдромом неуспешности гораздо полезнее задвинуть отметки на задний план. Пусть главным будет именно ребенок -- его интересы, успехи, достижения. Это поможет ему справиться со школьной тревожностью. Уйдет страх, и придет свобода для реализации своих потенциальных возможностей. Надо только правильно помогать, и они раскроются. Ключ есть -- это ощущение успеха, которое умные родители способны вырастить в своем запуганном, отчаявшемся и озлобленном ребенке. А если не смогут, значит, опять "двойка". Родителям...