1998  1999  2000  2001  2002  2003  2004  2005  2006 

Выпуск газеты Сегодня №214 (1559) за 23.09.2003

НА ЧЕРДАКЕ ГОВОРИЛИ О СОВРЕМЕННОЙ КЛАССИКЕ И ЮЖНОМ АКЦЕНТЕ

Выше музея в киевском Театре имени Леси Украинки раньше ничего не было. Вернее, был чердак. Вот туда и пригласили журналистов на встречу с режиссерами и артистами накануне нового сезона.

Но это оказался уже не тот пыльный чердак с ненужным хламом, а довольно уютный камерный зал, который выстроили для давно задуманных экспериментальных спектаклей. Параллельно планируются спектакли и еще на одной сцене -- в оперной студии консерватории. На это натолкнули руководство театра самостоятельные работы артистов, делающиеся для постоянного тренинга и творческого "допинга". Из них и возникнут в будущем сезоне такие премьеры, как "Татуированная роза" Тенесси Уильямса, "Мошенники поневоле" по рассказам и водевилям Чехова и "Село Степанчиково и его обитатели" по Достоевскому. А "чердачный" зал, возможно, откроется темой Александра Вертинского. Обо всем этом рассказал художественный руководитель театра, народный артист Михаил Резникович. Но доминировать будет все же русская классика. Процитировав нахального режиссера -- героя Евстигнеева из "Берегись автомобиля", Михаил Юрьевич сказал: "Замахнуться" на классику просто, сложно так ее поставить, чтобы она осталась востребованной зрителями не полгода, не год, а больше". К таким спектаклям, проверенным зрителями и временем, в очередной раз и обращается театр.

И даже не потому, что звание "академического" обязывает преклонять колени перед классикой, но и потому, что на превеликое удивление именно она "бьет" самым прямым попаданием в сегодняшний день. Как, например, якобы "покрытый" пылью Александр Островский. Его блистательную комедию "Волки и овцы" приглашен ставить Аркадий Кац -- известный рижский, а сегодня и московский режиссер. "Если раньше, еще лет пять назад, чтобы оправдать в пьесе Островского, например, образ Глумова, нужно было изощряться и что-то придумывать, то сейчас он одним лишь текстом сразу воспринимается очень современно -- ведь миром и душами стали править деньги", -- заметил он. А присутствующая на встрече актриса Татьяна Назарова, репетирующая роль Мурзавецкой, подтвердила, что в пьесе много "героев нашего времени".

Спустя 37 лет(!) второй раз "входит в ту же реку" популярнейшее на протяжении 18 лет "Насмешливое мое счастье" Леонида Малюгина -- сценический роман в письмах Чехова со своими близкими. И снова-таки, по словам Резниковича, из-за "ощущения, что мысли Чехова настолько сегодня современны... Они так умны, тонки, пронзительны, исповедальны, правдивы, парадоксальны, образны -- они на все времена". Недаром следующий год ЮНЕСКО объявлен годом Чехова -- к 100-летию со дня его смерти. В спектакль "собираются" его первые исполнители. Так, из московского Малого театра позвали "Чехова" -- ныне народного артиста России Вячеслава Езепова. На провокационный журналистский вопрос,каков, на взгляд артиста "Дома Островского" русский язык у его бывших коллег, он ответил, что это определенная проблема -- "есть небольшой южный акцент, от которого невозможно отделаться, но который, тем не менее, привносит некий шарм. Между прочим, сам Чехов его любил и тоже "страдал" этим". Ну, и к концу сезона третьим "столбом репертуара" станет постановка лермонтовского "Маскарада" .

Из современной драматургии готовится российская пьеса "Терроризм" братьев Пресняковых и комедия "Слишком женатый таксист" признанного англичанина Рэя Куни. И так как для последней нужны разрешения автора и переводчика, а также достаточно "круглая" сумма в оплату за право постановки, этот спектакль -- пример того, как непросто сегодня добывать материал. Сразу же возник вопрос об украинской драматургии. И хотя художественный руководитель ответил уклончиво -- поскольку серьезной современной украинской драматургии пока не видно, потому берутся уже безусловно беспроигрышные произведения, такие, как пятый раз(!) поставленный "Каменный властелин" Леси Украинки, так и хотелось с ним поспорить. Драматургия -- такое же штучное явление, как и режиссура и музыка. Она начинает развиваться, если к ней относятся хотя бы непредвзято, как, например, в той же России. А у нас ведь к новому отношение, в том числе и в уважаемом театре, одно: "Я этого даже читать не буду!" В общем, задумано много -- результат покажут премьеры.