1998  1999  2000  2001  2002  2003  2004  2005  2006 

Выпуск газеты Сегодня №214 (1559) за 23.09.2003

НЕ ЛЯГУШКИ, А НЕВЕДОМЫ ЗВЕРУШКИ

Профессионализм художника -- странно, но факт -- явление пугающее. В искусстве концепций необходимо разбираться. Подобное творчество душой не прочувствуешь: часто оно отталкивает сразу, при первом же взгляде на картины. Оно не ждет от зрителя восприятия на одном дыхании, восприятие должно быть именно сознательным. Это -- искусство разума. Таков Александр Ройтбурд. Ретроспективная выставка его работ, написанных в период с 1988 по 2003 год, проходит сейчас в галерее "L-art" внизу Андреевского спуска.

Произведения этого знаменитого художника, творящего на космополитичных просторах Одессы, Киева, Москвы и Нью-Йорка, не понять навскидку. Ройтбурд -- это движение. В музыке это называлось бы альтернативой, а в искусстве живописи, графики и инсталляции именуется проявлением постмодернизма юга Восточной Европы, "украинским прорывом". Критики склонны дружно именовать Ройтбурда "звездой" -- в современном арт-мире художник уже давно вырыл себе такую траншею, что любая экспансия на его "искусственную" территорию, по меньшей мере, всегда будет отражена. Как минимум, он возглавляет галерею Марата Гельмана-Киев, его выставки не перечислишь по пальцам, а картины хранятся во многих известных коллекциях мира. Как максимум -- его уже признают классиком украинского современного искусства.

Для кого на самом деле предназначена данная выставка: для зрителей, покупателей, для самого художника (которому, в общем-то, выставиться -- вряд ли проблема), либо для самой галереи, с начала нового сезона решившей, видимо, поменять "формат", сменив соцреалистическую ориентацию на более традиционную для "продвинутого" искусства столицы -- непонятно. Но нетрудно догадаться, что на уважаемого зрителя действо рассчитано меньше всего: картины оставляют в душе тягостное впечатление. Первый порыв после знакомства с ними -- немедленно бежать на другую выставку -- может, менее именитую, но зато светлую, вдохновенную. "L-art" словно играет со зрителем в кошки-мышки в своих залах -- темном и трех светлых. Причем зритель в этой игре -- лишь шарик в пластмассовой коробочке-лабиринте, который неумолимо болтает из стороны в сторону ручка ребенка, увлеченного своим умением перекатывать шарик с уровня на уровень -- так, ни за чем, чтобы потом бросить игрушку на пол и нечаянно раздавить ее. В этом -- сюжетность, тематичность работ художника, за которые критики привыкли его уважать.