1998  1999  2000  2001  2002  2003  2004  2005  2006 

Выпуск газеты Сегодня №218 (1563) за 27.09.2003

МИКЛУХО-МАКЛАЙ -- ЭТО ТОЖЕ НАША ИСТОРИЯ

Создатели первого украинского мюзикла под названием "Экватор" сообщили журналистам, что его общественная премьера состоится 31 октября и представили видеоклип "Черный ангел" с участием солистов. Идея создания сугубо национального мюзикла по мировым стандартам давно витала в воздухе. И дело не только в том, что в Украине не было подобных спектаклей. Дело в том, что мюзиклом называли и современные оперетты, и музыкально-драматические спектакли. О новом проекте рассказывает автор -- народный артист Украины композитор Александр ЗЛОТНИК.

-- Сразу хочу уточнить, что на афише указаны и мои соавторы: пьеса в стихах Александра Вратарева, сценическая версия и постановка Виктора Шулакова. А название придумала, кстати, моя жена Ольга. Я долго мучился, а она просто спросила: "А где находится Берег Миклухо-Маклая"? -- "На экваторе", -- ответил я. "Так название есть: "Экватор"! И действительно, звучит символично.

-- Александр Иосифович, учитывая успешную и одновременно печальную историю подобных проектов в Москве, как вы решились на участие в создании "бродвейского" мюзикла?

-- Если говорить о "Норд-Осте", его история, конечно, печальна -- в связи с событиями в ТЦ на Дубровке. Но финансово мюзикл был успешным. История "Нотр-Дам" до сих пор продолжается, это выгодное капиталовложение для инвесторов, там идут "плюсы". А "Чикаго" наткнулся на серьезные "рифы": во-первых, были заплачены невероятные деньги за авторские права, а во-вторых, нашему славянскому менталитету все-таки чужда американская музыка по большому счету.

-- К тому же подножку проекту подставил фильм "Чикаго", который вышел в прокат в это же время.

-- Да, но если бы людям нравилось, это не повлияло бы на их желание еще раз увидеть. Еще один важный момент: если в "Норд-Осте" не было ни одного настоящего шлягера, то в "Нотр-Дам" -- несколько хитов. Поэтому наша первая задача была в том, чтобы создать и раскрутить "шлягерные" мелодии. Главное -- у нас очень хорошие талантливые артисты. Средний возраст актеров -- 21 год, от 15 до 40. География охватывает всю Украину: Крым и Коломыя, Донецк и Тернополь, Киев и север Украины, и Черновцы, и Одесса...

-- Проект масштабный, наверное, под него было создано целое предприятие?

-- Естественно. Задействованы все службы, которые существуют в театре. У нас проходит по две репетиции в день плюс записи в студиях. Мало того, одна студия не справляется: работают две (звукорежиссер Роман Люзан). По сути, создан новый театр. Бизнесмены (продюсерский центр "Арт-проект"), которые "вложились" в проект, отнеслись к нему как к профессии. А капиталовложения (там есть американский капитал, а также российский и украинский) составили даже не миллион долларов, а значительно больше. Разработана уникальная схема контрактов, которые заключаются с артистами, и не менее интересная система продажи билетов. На сцене в некоторых сценах будет до 50 человек, шьется более 250 костюмов: можете представить, что солисты будут переодеваться даже не пять раз, а больше. Записывается инструментальная фонограмма, но на сцене будут и "живые" музыканты, не говоря уже о том, что вокалисты поют только живьем. А цирковые трюки! Такого в нашем театре еще не было. К примеру, сцена -- качающаяся палуба, а на вантах артисты: кувыркаются, лазают. И поют.

-- И никаких дублеров?

-- Мало того. Исполнитель роли царя Александра Второго -- Владимир Лазарович -- садится на шпагат. У него прекрасный голос, бас-баритон. В спектакле участвует также обладатель уникального мужского сопрано Александр Тищенко ("двойной тезка" заслуженного артиста Украины), студент музучилища им. Глиэра. Великолепный тенор Юрий Ковальчук играет Миклухо-Маклая. Его коллеги по роли -- Денис Барканов и Тарас Лучанко. Ввиду того, что исполнитель главной роли Маклая должен петь около 40 минут чистого времени, у него есть "заместители", иными словами -- в спектакле два состава. Василий Бондарчук будет исполнять партию капитана Максимова. Очень хорошие певицы. Команда подобралась очень сильная. Главное -- ребята просто влюблены в свою работу, увлеченно занимаются актерским мастерством, вокалом (педагог -- известная певица и композитор Лилия Остапенко).

"Экватор" будет идти на сцене в течение года. Полмесяца -- наши спектакли, а вторую половину работает Театр оперетты. После этого мы выпустим на дисках два варианта видеоверсии "Экватора": полную со зрителями и своеобразную сюиту из лучших номеров.

-- Будете ли вы заниматься ротацией основных тем и шлягеров до премьеры?

-- В клипе "Черный ангел" снялись Светлана Лобода и Юрий Ковальчук. Следующий видеоролик будет с исполнительницей роли Августы. К сожалению, некоторые наши артисты не совсем понимают масштаб проекта и уровень его "раскрутки". К примеру, продюсер талантливой певицы Гайтаны, которую мы хотели пригласить в свой мюзикл, запросил такой гонорар, что пришлось отказаться от ее участия. С другой стороны, не каждый артист способен отказаться ради мюзикла от своих концертов и другой работы.

-- Что больше всего поразило вас в биографии и личности Миклухо-Маклая и вызвало желание написать о нем?

-- Этот человек был одержим своей идеей. Я прекрасно понимаю его как личность, чувствую. У него были свои принципы -- к примеру, он не мог идти по трупам, как другие. Это был очень интересный человек. И тем более приятно было узнать, что он происходит из запорожского рода: его прадед был казаком, а отец дружил с Гоголем. И многие сюжеты были рассказаны ему Маклаем. И это тоже наша история.

А почему стал писать? Захотелось наконец-то заняться настоящей музыкой, поработать в крупной форме. Если честно, за год мне пришлось написать восемь часов музыки: саундтрек кинофильма "Небо в горошек", мюзикл "Экватор" плюс балет "Суламифь" по заказу Национальной оперы Украины.

-- Планируете ли вы гастроли после стационарного проката спектакля?

-- Предложения уже поступают, и не только по Украине. Но если выезжать, то, как говорится, всем гамузом. А не так, как тот же "Норд-Ост". Я был на концерте во Дворце "Украина" и могу сказать, что впечатление такое же, как если сравнить пиво и "пивко" (выпускали когда-то такой неоправданно дорогой продукт): вроде бы пиво, но ничего хорошего. Так и здесь: вроде бы мюзикл, но без декораций отдельные номера не воспринимаются.

-- В чем принципиальное отличие "Экватора" от бродвейских мюзиклов?

-- Дело в том, что когда друзья рассказывали мне о своих впечатлениях от зарубежных мюзиклов, все как один говорили, что когда герои поют -- все воспринимается хорошо, но когда разговоривают -- публика начинает "засыпать". Поэтому я решил, что спектакль будет по-настоящему музыкальным, без диалогов. Здесь и вокал, и современная хореография, даже танцы брейкеров. И много такого, чего никогда не было не только в истории украинского театра, но и вообще жанра в целом.