1998  1999  2000  2001  2002  2003  2004  2005  2006 

Выпуск газеты Сегодня №219 (1564) за 29.09.2003

МЕРИМЕ ВВЕЛ В ЗАБЛУЖДЕНИЕ ПУШКИНА И МИЦКЕВИЧА

28 сентября исполнилось 200 лет со дня рождения французского писателя Проспера Мериме. Он был сенатором, заведовал канцелярией министерства внутренних дел, у него было несколько страстных романов, но больше всего на свете он любил путешествия. Мировую известность Мериме принесли сценические воплощения и киноверсии его новелл...

Сын известных в Париже художников Леонора Мериме и Анны Моро по окончанию лицея поступил на юридический факультет Сорбонны. В университете Проспер понял, что филология его привлекает значительно больше, чем право. Получив высшее образование, он всерьез занялся изучением греческого, испанского, английского и русского языков и литературой этих стран. А после знакомства со Стендалем, уже известным в то время писателем, Мериме взялся за перо.

Проспер постоянно развлекал окружающих своими шутками и розыгрышами. Его озорной характер проявился и в творчестве. Так, книга "Гузла" ("Гусли") -- фольклорный сборник собирателя и исполнителя баллад гусляра Иоакинфа Маглановича -- была составлена из двадцати девяти баллад в прозе, сочиненных самим Мериме. Примечания и комментарии усилили эффект "подлинности". Получив в подарок эту книгу от известного лингвиста и путешественника Соболевского, Пушкин и Мицкевич сразу же принялись переводить "творения славянского народа", а какой-то ученый немец даже написал диссертацию. Узнав, что автором является сам Мериме, Пушкин был поражен. "Быть не может! Народные обряды, язык, слог, невероятные случаи... Это невозможно выдумать!" Оказывается, Мериме с одним из друзей задумал путешествие по Италии, а денег не было. "Тогда я предложил сначала описать наш вояж, продать книгоиздателю, а вырученные деньги употребить..." -- рассказывал писатель.

Мериме жил беспорядочно: попойки и кутежи, светское волокитство и любовные связи с гризетками. В его натуре как бы существовали две, причем, "Мериме-второй" наблюдал за первым и свои впечатления использовал впоследствии в повестях и новеллах. Вообще, в жизни Проспера Мериме было много женщин. Среди них -- актриса Парижского театра-варьете Селина Кайо (прообраз Арсены Гийо в одноименной новелле), которой увлекался и Стендаль. Затем была Мелани Дубль, молоденькая и хорошенькая буржуазка -- ее родители были всерьез напуганы ухаживаниями повесы. Из-за Эмилии Лакост -- блестящей красавицы, надменной и своевольной, писатель дрался на дуэли (прообраз Дианы де Тюржи, героини будущего романа "Хроника царствования Карла IX").

Самой сильной его любовью осталась Валентина Делессер, эта связь длилась много лет. Она была красива, принадлежала к титулованной знати, держала модный салон в Пасси на той же улице, где одно время жил Бальзак. Мериме поддерживал дружеские связи с ее братом, принимал живое участие в карьере ее сына Эдуарда Делессера. Совсем другими были его отношения с Женни Дакен. Начались они с того, что юная хорошенькая провинциалка, написала известному писателю письмо. Назвавшись англичанкой леди Алжерион Сеймур она предложила сделать серию иллюстраций к "Хронике царствования Карла IХ". Мериме, не раздумывая, кинулся на розыски незнакомки. Они тайно встречались несколько раз, зато переписка продолжалась почти 40 лет. В конце жизни писатель воспылал к ученице своей матери, Фанни Лагден, которая стала его "любовью-пристанищем" до последних дней...

В то же время автор начал делать карьеру по службе. Друзья помогают ему попасть в аппарат морского Министерства, потом -- в Министерство торговли и общественных работ, а затем Мериме назначают заведующим канцелярией Министерства внутренних дел. Став инспектором Комиссии по охране исторических памятников, он смог удовлетворить свою потребность в путешествиях. Будучи страстным любителем архитектуры и живописи, он не только открывал для себя красоту памятников, но и участвовал в их восстановлении, наблюдал провинциальные нравы, подмечал типажи, запоминал местные предания. Все это легло в основу его произведений. "Кармен" -- одна из лучших новелл Мериме. Огромную популярность новелле принесла знаменитая опера Жоржа Бизе, а затем -- балет Родиона Щедрина "Кармен-сюита" с блистательной Майей Плисецкой в главной роли. (Кстати, на генеральной репетиции балета присутствовала министр культуры СССР Фурцева, которая возмутилась: "В кого вы превратили национальную героиню испанского народа?!" -- она спутала Кармен с Долорес Ибаррури).

...Время шло. Государственная служба и атмосфера, воцарившаяся во Франции в эпоху правления Луи-Филиппа, плюс неустроенность личной жизни преобразили Мериме -- он постепенно "застегнулся на все пуговицы", как говорят французы. Кроме того, постоянные простуды, кашель и одышка не вызывали оптимизма. Отдушиной стала встреча стареющего Мериме с молодым Тургеневым. Они были наслышаны друг о друге, а познакомились в доме певицы Полины Виардо. Общение доставляло удовольствие обоим, а через некоторое время Мериме занялся корректурой романа Тургенева "Дым".

Продолжительное время Мериме близко общался с герцогиней де Монтихо. Когда ее дочь стала женой Наполеона III -- Императрицей Евгенией, -- Мериме был представлен высшему обществу и стал сенатором. Тогда же он посвятил Евгении (под именем г-жи де Ларюн) свою новеллу "Голубая комната". Придворного из Мериме не получилось. Поступки графа Шемета, героя одной из его последних новелл "Локис" ("Медведь") -- вызывают мистический ужас у читателя. Между прочим, образ Медведя использован в пьесе Шварца, по мотивам которой был поставлен фильм Марка Захарова "Обыкновенное чудо".

...Состояние здоровья Проспера Мериме становится угрожающим: непрекращающийся кашель, приступы удушья и полное истощение организма. 23 сентября 1870 года он написал последнее письмо Женни Дакен и через 2 часа скончался в страшных муках. Женни впоследствии издала книгу "Проспер Мериме. Письма к незнакомке", которая стала литературным памятником писателю.