1998  1999  2000  2001  2002  2003  2004  2005  2006 

Выпуск газеты Сегодня №219 (1564) за 29.09.2003

НАШИ МОРСКИЕ КАРТЫ НЕ УСТУПАЮТ АНГЛИЙСКИМ

Когда объявили, что победителями выставки карт на XXI Международной картографической конференции в городе Дурбан (ЮАР) стали страна-хозяин и Украина, трое наших "моряков" -- морских картографов -- сразу не поверили, что обошли даже самых авторитетных мировых лидеров.

Профессия морского картографа редкая, а в Украине организация, объединившая таких специалистов, еще и молодая. Между тем у нас есть своя зона ответственности -- акватория Черного и Азовского морей. И мы в ответе за то, чтобы ни одно судно не потерпело катастрофы в этих водах.

-- Правда, нам было в чем-то даже легче, -- улыбается замначальника "Госгидрографии" Сергей Кожемякин. -- Мы сразу выбрали самую передовую технологию dKart, разработанную санкт-петербургскими учеными. И не промахнулись, о чем говорит тот факт, что даже законодательница картографической моды -- Великобритания -- приобрела в России 250 таких мест. Правда, у нас хватило денег лишь на десять, но лиха беда -- начало. Нам и на выставку попасть было непросто. Поездка в Южную Африку на 8 дней -- очень дорогое удовольствие. Мы боялись, что не получим на это денег, поэтому поискали средства у себя и бюджет почти не напрягали.

В Дурбан съехались и привезли свои карты специалисты 140 стран мира. Наши "моряки" даже не смогли поехать на экскурсии, организованные хозяевами. На крокодилью ферму, например. Они и в океане-то искупались лишь раз. Остальное время провели у стендов, рассказывая о своей работе. А бомонд собрался великий, ведь в рамках картографической конференции проходила еще и гидрографическая, на выставке толкались более 700 человек. Среди них трудно было заметить пятерых пожилых людей с блокнотиками, которые задавали вопросы и записывали ответы. Оказалось, это были члены жюри, таким вот негласным образом проводившие свой аудит.

…Мы поехали к "морякам" -- поздравить с победой и узнать, чем одна карта может быть лучше другой. Карты-победители сразу удивили: на них все моря -- белые. Это, оказывается, нужно для того, чтобы у штурмана глаза не болели. Да и насыщенность цветов на морских картах должна быть меньше, чем на школьных. Однако не по этим параметрам их "судят". Главное -- точность и технология изготовления.

-- Судьи оценивали их на соответствие стандартам, -- рассказывает Сергей Кожемякин -- Первое требование -- правдивость. Сегодня обстановка быстро меняется: строятся новые порты, меняется берег. Например, англичане сделали карту Николаевского порта и прислали нам на рецензию. Мы ужаснулись: не указаны два новых причала в морском и речном порту, 350-метровый терминал, а половина жилмассива судоремонтного завода, возведенного на намывных песках, на карте оказалась под водой. Сейчас, по их просьбе, дадим наши изменения.

С разрешения начальства -- карты-то имеют стратегическое значение и на их производство не так легко проникнуть -- идем на экскурсию по отделам. Вот гордость "Госгидрографии" -- dKartовские места. Основой для изготовления, конечно, служат бумажные карты, но все остальное делает компьютер. Специальная программа "разгоняет" показатели, например, глубин по меридианам и параллелям, а потом картографы "разводят" их точно по своим местам. Специалисты утверждают, что работать стало намного легче. Но облегчая механических труд, компьютер не избавляет их от скрупулезного отслеживания и нанесения на карту цифр и слов крошечными шрифтами.

-- Чтобы стать настоящим картографом, нужно учиться лет 10, -- рассказывает Генрих Можаровский -- основатель школы морской картографии Украины и ведущий гидрограф "Укрморкартографии" -- филиала "Госгидрографии", непосредственно занимающегося изданием карт. -- Ведь нужно многое знать напамять. На морских картах указаны не только основные глубины по всей акватории, но и маяки, все буи, даже скопления морских водорослей, подводные камни, места затонувших кораблей. Молодой специалист может допустить до 50--60 ошибок и только через 5--6 лет их будет 5--10. Все их нужно "поймать" и исправить. Сегодня у нас есть специальное оборудование для корректуры, поэтому лупу, с которой работали раньше, храним, как память. Изменения ситуации происходят часто и мы сообщаем о них в "Извещениях мореплавателям". И в электронные карты их легче внести.

К Генриху Степановичу на фирме отношение особое. Он -- ходячая энциклопедия, и, несмотря на свой возраст, один может заменить целый "полк" картографов. Однако на мэтра он не похож -- скорее, на горящего идеей юношу.

-- Почему они привезли победу? -- радуется за коллег Генрих Степанович, -- потому, что мы сразу стали делать не растровые карты, то есть электронную "фотографию" бумажных, которая не позволяет изменять масштабы, а векторные. Они намного сложнее, зато и намного функциональнее. Такая карта может с помощью компьютера активно "общаться" со штурманом, предупреждая звуковым сигналом о возникающих непредвиденностях, приближении к опасным районам. А это намного увеличит безопасность плавания. За такими картами -- будущее. Америка, Великобритания и Россия -- мировые лидеры по производству бумажных карт, имеющие самые большие их коллекции, тоже переходят на электронные. В свое время Америка и Великобритания выпустили слишком много растровых, которые легли "мертвым грузом". А ведь на них потрачены миллионы долларов! Поэтому на сессии подкомитета по безопасности управления судами два года назад они добились разрешения дальнейшей продажи растровых карт. Началась конкурентная борьба за рынки их сбыта и не всем нравится то, что Украина освоила новейшую технологию. 25 лет тысячи специалистов занимаются электронной картографией и скоро без векторных карт нельзя будет выйти в море. Украина уже сегодня готова к такому кардинальному переходу. Понравится это монополистам?

-- Да, -- соглашается директор "Укрморкартографии" Анатолий Дерепа. -- Англичане, например, поздравили наших "моряков" ложкой дегтя. Сказали, что победа не отражает положения на мировом рынке морских карт. На рынке может быть, но ведь оценивалось качество. Мы восприняли это как желание оставаться монополистом. Главное в другом. Итальянская фирма С-МАР, имеющая самую большую в мире коллекцию новейших векторных карт, оценила наш труд и закупает все наши карты.

За успех наших "моряков", однако, придется выпить дважды -- награждение их состоится на следующей конференции в 2005 году.