1998  1999  2000  2001  2002  2003  2004  2005  2006 

Выпуск газеты Сегодня №219 (1564) за 29.09.2003

200 ЛЕТ НАЗАД ДАМЫ ПОЛЬЗОВАЛИСЬ ЛОВУШКОЙ ДЛЯ БЛОХ,

Мода, мода... Сегодня -- одна, завтра -- другая. Попробуй-ка, удиви сейчас кого-то экстравагантным нарядом или практически полным его отсутствием! То ли дело -- пару столетий назад, когда Российская Империя пыталась угнаться за Европой.

В ПОГОНЕ ЗА ЕВРОПОЙ

Петру Великому не терпелось поскорее увидеть своих соотечественников европейцами. Пример тому -- лавина государственных указов во изменение внешнего вида. Не успел народ прийти в себя после первых уроков брадобрития и повеления об обязательном ношении венгерского и немецкого платьев, как в 1704 году был издан новый закон, согласно которому вся продукция портных, шаповалов и сапожников должна была строго соответствовать установленным образцам, за чем надлежало наблюдать "выборным" от купечества. После прохождения контроля товар клеймился и лишь потом поступал в лавки для продажи.

Решительные меры Петра не принимали в расчет ни особенностей климата, ни экономических возможностей населения, не говоря уже о национальном характере и традициях. И уже в конце XVIII века на смену сапогам, телогрейкам, кожухам и длиннющим поясам, поддерживающим брюхо, таки пришли наряды европейского стиля. Женщины спешили следовать моде, центром которой, как и сейчас, был Париж.

В те годы появились первые настоящие журналы мод. Женским журналом №1 стало "Модное ежемесячное издание или библиотека дамского туалета", изданное Николаем Новиковым в Петербурге в 1779 году. Здесь, кроме переводных сочинений, философии и анекдотов, были модные странички. Вот какие меткие названия имели цветные картинки с нарядами: "Щеголиха на гулянье", "Счастливый щеголь", "Раскрытые прелести", "Чепец победы". В том же Петербурге, на самой главной улице, открылся бутик "Магазин Английских, Французских и Немецких мод".

Но если одни слепо следовали новым веяниям, выкладывая на причудливые убранства космические суммы, то другие настаивали на необходимости осознать "вред, причиняемый модою, роскошью, вертопрашеством и прочими пороками, которые видны во многих сценах нынешней жизни". ("Московские Ведомости")

ЩЕГОЛЬ С "МАНЬКОЙ"

Так вот, 200 лет назад необычайно популярным среди русских баринов стал костюм из бархата, плиса и шелка, при котором всегда носили шпагу, цепляя так, чтобы приподнять талию (острием вверх). Камзолы, шитые золотом и шелками, были достаточно пестрыми -- голубого, малинового, коричневого и зеленого цветов. Очень темную одежду не носили принципиально, дескать, это -- удел черни.

Придворный или бальный наряд предусматривал цветной кафтан и белые атласные штаны чуть ниже колена, которые застегивались серебряными пряжками, иногда украшенными дорогими камнями, а также камзол, шитый золотом и блестками. К костюму прилагались шелковые перчатки, часы на короткой цепочке, кружевные манжеты, белый батистовый, невероятно накрахмаленный галстук. Правда, после Французской революции галстуки вышли из моды. Что же касается кружев, то, скажем, в самом дорогом петербургском магазине у Платона Зубова классический набор (на две руки, две ноги и на шею) покупали за... три тысячи рублей.

Целый ритуал представляли собой "сооружение" прически и напудривание, на которые франт ежедневно тратил, как правило, два-три часа. "Битых два часа ему припекали волосы разного рода щипцами... Потом страдалец прятал лицо в бумажную маску, чтобы не задохнуться в облаках надушенной пудры, которая носилась около него; позднее стали волосы прятать в мешок."

Убранство, описанное выше, дополнялось супермодной треугольной шляпой. (Американские цилиндры долго вытесняли "треуголку".) Дабы не испортить прическу, ее носили... под мышкой. Шиком считалось наличие двух часов: они "болтались по ногам" на длиннющих золотых цепочках.

Уже тогда появилось переплетение мужской и женской мод: слабый пол начал носить камзолы, жилеты, жабо, мужские рубашки, а сильный -- муфты. В руках щеголя тех времен непременно должна была быть соболья или сделанная из длинной шерсти украинской овцы белая муфта -- "манька".

К началу XIX века галстуки возвратились в моду, причем франтоватые предки предпочитали "галстухи" самые безвкусные по расцветке и самые невероятные по величине. Белье носили тончайшее, чулки -- шелковые белые или полосатые, башмаки -- с серебряными пряжками.

Позже камзол заменил доживший до наших дней жилет. Изменения не обошли и прическу -- кто-то предпочитал букли и косы, а кто-то -- короткую стрижку с маленькой косичкой. После Французской революции необычайно модными стали жабо выше подбородка, остриженные волосы и лорнеты. Кстати, императрицу Екатерину такая мода раздражала. Чтобы искоренить ее, она приказала одеть в подобное будочников Петербурга, Москвы и Киева. Результат был налицо.

МОДНЫЕ ЗАПРЕТЫ

При Павле I появились гонения и указы против французских мод -- как известно, государь был приверженцем пруссаков. Запрет касался цилиндров, вместо которых мужчинам предписывалось носить "треуголки" или круглые шапки. В столице и губернских городах не допускалось ношение фраков, жилетов и башмаков с лентами. Запрещалось "всем, в городах находившимся, увертывать шеи безмерно платками, галстухами или косынками, но повязывать оные приличным образом, без излишней толстоты". А в 1800 году для всех жителей России стало обязательным, "как состоящим на службе, так и отставникам, с каким бы то ни было мундиром (военным, морским, партикулярным), носить длиннополый прусской формы мундир, ботфорты, крагены, шпагу на пояснице, шпоры с колесцами, трость почти в сажень. Шляпу с широкими галунами и напудренный парик с длинною косою".

С воцарением Александра I все кардинально изменилось. Появилось платье нового французского покроя. К возмущению павловских сторонников вместо форменной трости модники вооружились французскими сучковатыми дубинами. Франтов в такой форме прозвали "петиметрами" -- они щеголяли в шляпах "а-ля Робинзон" и невероятно узких брюках.

В парадных случаях надевались бархатные фраки с металлическими и перламутровыми пуговицами, при панталонах из кашемира или шелковом трико, сапоги-ботфорты с желтыми отворотами по утрам и без них после обеда. (!? -- Авт.) Позже изюминку в нарядный костюм добавили американцы: к галстукам прилагались бриллиантовые булавки. В это же время появились самые настоящие мужские брюки, штанины которых надевались поверх сапог.

ШКАФ ДЛЯ НАПУДРИВАНИЯ

Не менее изменчивая и причудливая женская мода. Хотя тогдашняя дама не могла позволить себе такие вольности в одеянии, как ее кавалер. Немного консервативные тенденции двухсотлетней давности предполагали отказ от кофт. Предпочтение отдавалось разнообразным платьям.

Самые нарядные из них обшивали серебряной и золотой бахромой. Чтобы платье выглядело пышнее, дамы надевали стеганые юбки. Старинные дамские наряды отличались длинными шлейфами. Умение управлять ими считалось аристократическим признаком.

Скандальной новинкой стала ткань, которая при малейшем движении прелестницы страшно шумела. Представьте себе возмущение кавалера, норовившего коснуться дамы сердца! На самом же деле, материя была создана отнюдь не с подачи моралистов. Просто для увеличения плотности платьевой ткани под тот же шелк подклеивалось обычное полотно. А вот перечень модных оттенков: цвет приглушенного вздоха, совершенной невинности, сладкой улыбки, нескромной жалобы...

Что касается волос, то с их укладкой экспериментировали: низкая и высокая прически, большая, смахивающая на батарею, квадратная букля посредине головы, от которой по сторонам шли косые крупные букли, а сзади -- шиньон. Эти парикмахерские шедевры громадных размеров декорировали цветами, страусовыми или павлиньими перьями.

Пудрились с ног до головы в буквальном смысле, применяя серый, белый и палевой оттенки. Щеголиха одевала "пудеръ-мантель" и держала длинную маску со стеклышками из слюды, прикрывавшими глаза, а парикмахер пудрил. Богатые дамочки имели даже специальные шкафы для напудривания!

ТАБАКЕРКА, МУШКА ДА БЛОШИНАЯ ЛОВУШКА

От души напудрившись, женщины искусно разрисовывали себе лицо, после чего наклеивали на него тафтяные мушки, начиная от величины десятикопеечной монеты и заканчивая маленькой блесткой. Мушки носили разные имена в зависимости от формы и того, на какую часть лица наносились. Например, звездочка посредине лба называлась величественной, на виске -- страстной, на носу -- наглой, над верхней губой -- кокетливой, у правого глаза -- повелительной, на подбородке -- "люблю, да не вижу"... Мушка на щеке означала согласие, а под самым носом -- разлуку. Модница того времени не выезжала в общество без коробочки с мушками, на крышке которой помещалось зеркальце. Согласно обстоятельствам, дама наклеивала новые мушки.

У прекрасного пола существовала скверная привычка нюхать табак. Табакерки юных красавиц назывались "кибиточками любовной почты". Волокиты, как бы угощаясь табачком из девичьей табакерки, умудрялись незаметно класть туда свои любовные послания.

Обязательным элементом женского наряда была... блошиная ловушка, которую модница носила на ленте на груди. Эти штуковины делались из серебра или слоновой кости и представляли собой небольшие трубочки с множеством дыр в нижней части. Внутрь таких приспособлений ввинчивался стержень, смазанный медом или другой ароматной жидкостью. Дурным тоном считалось показаться на людях и без жемчуга на шее. В Киеве такое украшение называли "перловым монистом". Бриллианты же оставались привилегией самых зажиточных леди.

Из розового масла и душистой цедры изготавливались "усладительные" духи. Разнообразие их ароматов, конечно, было скудным, но все же. Известны случаи, когда дамочки, не дождавшись кавалера и "усладившись" вдоволь такими парфюмами, падали в обморок.

"А ЛЯ КОМЭТЭ"

В 1811 году на небосклоне появилась комета, предвещавшая планетарную катастрофу. Многие связывали ее с началом нашествия наполеоновской армии на Россию. Так или иначе, а в первую очередь это явление отразилось на модных тенденциях, став первой звездочкой возникновения нового стиля "а ля комэтэ". Сапоги, шляпки, экипажи, платья, ленты и даже мебель делались "под комету". А появившиеся тогда башмаки с длинными носками уж больно напоминают обувь, которую облюбовали современные модницы.

Что ж, во все времена мода сочетала в себе и великое, и смешное. Законодателем отечественной моды в прошлом выступал Петербург, город, населенный людьми, в большинстве своем лишенных архаичных взглядов на жизнь. Ну, а в Москве и Киеве еще долго отдавали предпочтение традиционной одежде. Так скромнее и куда дешевле, говаривали киевские и московские обыватели. В конце концов, так духовнее, отмечали церковники.

Сегодня никто не станет укорять даму за слишком короткое платье, а сто лет назад если нога оголялась выше щиколотки, барышню запросто могли и в трамвай не пустить. Да уж, меняется все, в том числе мораль. Но желание идти в ногу с модой остается неизменным...