1998  1999  2000  2001  2002  2003  2004  2005  2006 

Выпуск газеты Сегодня №220 (1565) за 30.09.2003

ЯЛТИНСКИЙ ФОРУМ НЕ РЕШИЛ ПРОБЛЕМ ТРАНСПОРТИРОВКИ ГАЗА

Недавно в Ялте прошел 6-й Международный энергетический форум стран СНГ, основная цель которого -- практическая работа по созданию условий и гарантий для прямых инвестиций в экономику стран СНГ, в том числе и в топливно-энергетический комплекс. О некоторых ключевых его проблемах -- взгляд с места событий корреспондента "Сегодня".

РЯЗАНОВ В РОЛИ ДИПЛОМАТА

"Гвоздем" прошедшего мероприятия ожидалась, несомненно, работа в его рамках конференции "Газ и нефть СНГ". Причем, под "гвоздем" имели в виду скорее газ, чем нефть, ибо с "черным золотом" ситуация у нас пока -- более-менее. А вот с "голубым топливом" сложнее. В пользу сказанного свидетельствовало и то, что газовым проблемам была посвящена не только большая часть выступления основного докладчика от Украины -- члена правления НАК "Нефтегаз-Украина" Ильи Рыбчича, но и львиная доля тематики других выступающих. А "нефтяные" вопросы носили в основном технический характер: как добыть ее больше, дешевле и лучшего качества.

В отсутствие ожидавшихся украинских высоких должностных лиц, в центре внимания оказался зампредседателя правления ОАО "Газпром" Александр Рязанов. В своем докладе он охарактеризовал ситуацию на газовом рынке СНГ, особо акцентировав российско-украинские проблемы.

Приведем несколько цифр. Добыча газа в России в этом году составит порядка 600 млрд. куб. м. Из них на долю "Газрома" приходится свыше 90%, причем добыча постоянно возрастает. Разведанных запасов -- 47 трлн. куб. м., что гарантирует стабильную работу отрасли и в дальнейшем. Россияне собираются интенсивно наращивать поставки газа в Западную Европу, для чего уже в ближайшее время готовы вложить в модернизацию своих газопроводов до $3 млрд. Понятно, что украинские трубы, проложенные приблизительно в то же время, что и российские, также находятся не в лучшем состоянии. А на участке Долина -- Ивано-Франковск их пропускная способность и вовсе уже исчерпана, хотя до зимы, когда объемы прокачки возрастают, еще далеко, подчеркнул докладчик. К сожалению, в прозвучавшем перед этим выступлении И. Рыбчича все было представлено в розовом цвете, что вызвало некоторую вполне обоснованную критику российского визави.

Господин Рязанов выступил на форуме дипломатично, таким же образом он отвечал и на вопросы представителей прессы. Ибо, на, казалось бы, каверзный вопрос корреспондента "Сегодня": "Довольны ли вы тем, как идут переговоры по созданию консорциума?", он ответил: "Доволен". Впрочем, как выяснилось, Рязанов даже и не надеется, что вопрос о форме собственности совместного проекта по транспортировке российского газа в Западную Европу будет решен в ближайшее время. До 1 декабря, по его словам:

-- Мы выполним работы, предусматривающие подготовку технико-экономического обоснования и обеспечение инвестиций на строительство новой трубы Новопсков -- Ужгород. Но нельзя "упираться" в одну трубу, надо работать над всем проектом.

-- Вы излучаете оптимизм, но вам, наверное, известно, что представители НАК "Нефтегаз Украины" не собираются инициировать изменение украинских законов, по которым на сегодняшний день невозможна организация украинско-российского консорциума в виде концессии...

-- Поэтому мы изучаем ваше законодательство и, возможно, подадим предложения о том, как надо его изменить, чтобы концессия стала законной. Многие у вас почему-то боятся этого слова: дескать, "Газпром" хочет подорвать геополитические интересы Украины. Но концессия чем хороша? Газотранспортная система остается государственной, и все, что мы в нее вложим -- по окончании срока договора тоже останется Украине. Хотя с моей точки зрения, лучше всего -- приватизация газопроводов, как это сделано в других странах.

-- Оцените состояние украинских "труб"...

-- Между удовлетворительным и хорошим. Но в них уже надо вкладывать немалые деньги для модернизации, а НАК "Нефтегаз Украины" не может этого сделать в полной мере, ибо является одним из крупнейших налогоплательщиков. Здесь нужна совместная работа.

-- Каково, по-вашему, место германского "Рургаза", давно желающего участвовать в создаваемом консорциуме?

-- Мы не возражаем против партнеров на паритетных основах. Но должны знать, что они привнесут. Если это -- деньги, новые технологии -- пожалуйста.

"РОССИЯНЕ ХОТЯТ КОНЦЕССИЮ"

Конечно, заявление Александра Рязанова о предложениях по внесению изменений в украинские законы, как говорится, вряд ли материализуется в достаточно короткие сроки -- к тому же у такого развития событий уже сейчас имеется много противников. Но делать что-то действительно надо. Ведь, несмотря на бодрые заверения, что с консорциумом все в порядке, в ситуации вокруг него остается много неясности. Возможно, ее развеяли бы так и не появившиеся на форуме замминистр топлива и энергетики Украины Б. Клюк и зампредседателя комитета Верховной Рады по ТЭКу И. Франчук. Но удалось узнать, что думает по данному вопросу представитель НАК "Нефтегаз Украина" И. Рыбчич.

-- Это -- сложный процесс и на каждом этапе есть определенные проблемы. Все идет по плану, как намечено.

-- Тем не менее, сроки принятия конкретных решений постоянно сдвигаются, до сих пор нет даже четкой концепции: какова должна быть форма собственности консорциума? Хотя на всех уровнях говорится о несомненной выгоде для Украины сотрудничества с Россией и Европой по транспортировке газа. Почему все тянется так долго, о чем мы еще не договорились?

-- Появились вопросы в связи со строительством новой трубы Новопсков -- Ужгород. Но неразрешимых проблем нет.

-- То есть, для вас изменение законодательства Украины -- вопрос настолько простой, что говорить о нем нечего?

-- Вопрос: брать ли украинскую систему в концессию или приватизацию даже не стоит, раз этого нет в законе. Это россияне хотят концессию. Я не думаю, что она нужна, можно создать консорциум в виде совместного предприятия. К примеру, СП "Газ-транзит" успешно работает.

-- Можно ли считать, что с "Газпромом" есть разногласия по вопросу технического состояния наших трубопроводов?

-- Нет. Наши трубы имеют огромный потенциал. Мы постоянно направляем средства на их модернизацию.

-- Скажите, насколько реально хотя бы до конца года решить все неясные вопросы с Россией чтобы приступить к переговорам с возможным участием в консорциуме немецкой компании "Рургаз"?

-- Когда мы договоримся с Россией, подключить немцев будет гораздо легче. Этот вопрос требует много внимания.

Хотелось бы, чтобы потенциальные немецкие партнеры по консорциуму ждали достижения этих договоренностей не слишком долго...