1998  1999  2000  2001  2002  2003  2004  2005  2006 

Выпуск газеты Сегодня №223 (1568) за 03.10.2003

"ЗАДЕРЖИВАТЬ НА СРОК БОЛЕЕ ТРЕХ СУТОК -- ЗАКОННО",

Как и обещали, мы продолжаем журналистское расследование резонансного "иванковского дела". Один из спорных и дискутируемых в СМИ вопросов -- можно ли было Григория Карамалаку удерживать под стражей в качестве задержанного более трех суток (в реальности до освобождения он просидел 7 суток, с 15 по 22 июня). В Генпрокуратуру, как стало "Сегодня" известно, обращалась даже группа народных депутатов, утверждая, что нахождение Карамалаки под стражей свыше 72 часов без судебной санкции -- грубейшее нарушение прав человека... Существуют также заявления о том, что в "деле Карамалаки", то есть в его сопроводительных документах, с которыми он прибыл в Иванков, не было и намека на то, что этот человек находится в международном розыске, что есть разрешение на его экстрадицию... За комментариями по этим и иным правовым вопросам мы обратились к заместителю Генпрокурора Украины Игорю Дрижчаному.

-- Игорь Васильевич, давайте для начала вспомним хронологию происходившего -- с точки зрения применения правовых норм...

-- События развивались так. 18 июня в Генпрокуратуру Украины поступило ходатайство Генпрокуратуры Молдовы о выдаче Карамалаки, для привлечения его к уголовной ответственности за совершение тяжких преступлений на территории Республики Молдова. Эти материалы были рассмотрены в международно-правовом управлении нашей Генпрокуратуры на предмет выполнения молдавской стороной всех требований международных договоров, которые определяют порядок экстрадиции. В данном случае базовым документом служит Европейская конвенция о выдаче правонарушителей 1957 года, участникми которой являются и Украина, и Молдова. Проверкой не были установлены каких-либо обстоятельства, препятствующие выдаче или делающие ее невозможной. Поэтому мы приняли решение о выдаче Карамалаки.

Но если быть до конца точным, то этому предшествовали события, к которым, правда, прокуратура не имела отношения. Я имею в виду запрос из Молдовы на розыск Карамалаки по линии Интерпола, сами розыскные мероприятия, задержание его... Все эти действия тоже регулируются Конвенцией. В том числе и возможность превентивного задержания человека до решения вопроса о его экстрадиции. Да, в прессе высказывалось мнение, что в соответствии с украинским УПК задерживать человека можно на срок не более трех суток, если нет решения суда об аресте. Поскольку, дескать, этот срок был нарушен, Карамалаку нужно было выпускать. Но это совершенно не так. Истинное положение вещей таково: международный договор, в рассматриваемом случае Конвенция, после ратификации Верховной Радой Украины, становится частью внутреннего законодательства нашей страны. Более того, если положения международного договора не соответствуют внутреннему законодательству, то приоритет имеет международное право. Стало быть, в данном случае следовало руководствоваться положениями Конвенции, а она предусматривает задержание на срок, значительно превышающий трое суток.

-- И каков же это срок?

-- До 18 суток. Затем, если не поступил соответствующим образом оформленный запрос о выдаче правонарушителя, временный арест (так он называется в соответствии со ст. 16 Конвенции) может быть прекращен. Подчеркиваю -- может быть, но это не обязательно. В любом случае упомянутый срок не может превышать 40 суток с момента осуществления такого ареста. При этом временное прекращение ареста не исключается в любое время, однако запрашиваемая сторона (в нашем случае Украина) принимает все меры для предотвращения побега разыскиваемого.

Как это происходит на деле? Допустим, человек совершает в какой-то стране преступление и скрывается. Относительно него расследуется уголовное дело, объявляется его розыск, внутригосударственный или международный. Если страна участвует в Интерполе, то и по каналам Интерпола. И вот, скажем, этого человека находят в другой стране. Тут же по каналам Интерпола или в соответствии с двухсторонними соглашениями (а такое соглашение между МВД Украины и Молдовы существует) об этом информируется инициатор розыска. Компетентный орган, в данном случае МВД Молдовы, на основании имеющихся следственных документов сообщает в МВД Украины, что этот человек действительно находится в розыске. А также просит временно арестовать его до решения вопроса об экстрадиции. Что и делается, о чем опять-таки мгновенно информируется запрашивающая сторона. МВД Молдовы сообщает обо всем в прокуратуру своей страны.

В Украине о задержании разыскиваемого информируется Генпрокуратура (по служебной вертикали, начиная от прокурора района). Есть у нас и подстраховка -- о задержании Карамалаки нам 17 июня (получили мы, правда, днем позже) сообщило МВД. "Двойную" систему информирования мы ввели, чтобы не нарушались права человека, свобода которого ограничена. В тот же день, 18 июня, мы проинформировали прокуратуру Молдовы о том, что задержан Карамалака. И попросили сразу же, по факсу, сообщить, будут ли они запрашивать его экстрадицию. Для чего? Редко, но бывает, что дело у запрашивающей стороны к этому моменту уже прекращено. Тогда мы получаем сообщение, мол, спасибо, ходатайство направлять не будем. В этом случае мы по нашей вертикали сразу же даем поручение районному прокурору освободить такого человека.

Однако прокуратура Молдовы уже была информирована своим МВД о задержании в Украине Карамалаки. И 17 июня первый заместитель Генпрокурора Молдовы направил нам ходатайство об экстрадиции, о котором я говорил в начале интервью. Все формальности были соблюдены.

Запрос запросом, но иногда бывают обстоятельства, которые требуют отложить экстрадицию или вовсе делают ее невозможной. Нам требовалось хоть какое-то время, чтобы это проверить (например, наличие украинского гражданства, или возбужденного у нас уголовного дела...). Мы дали соответствующее поручение прокуратуре Киевской области (тоже 18 числа). 19 июня получили ответ, что препятствий для выдачи Карамалаки облпрокуратура не усматривает. После этого, изучив все материалы, признав, что они достаточны для решения вопроса об экстрадиции, я разрешил выдачу Карамалаки и санкционировал его этапирование по территории Украины. Это делалось на случай, если бы он передавался на сухопутной границе Молдовы и Украины -- тогда бы понадобилось разрешение на перемещение по нашей территории. И в тот же день я сообщил первому заместителю Генпрокурора Молдовы, что ходатайство о выдаче удовлетворено.

Дальнейшая процедура такова. Мы даем поручение в три инстанции: МВД, которое должно организовать передачу, Госдепартамент по вопросам исполнения наказаний, поскольку экстрадируемый содержится в их учреждении…

-- Однако в данном случае он к ним не попал...

-- Да, но должен был попасть. Продолжу -- третье поручение было направлено прокурору Киевской области, на чьей территории задержанный находился.

-- А в этот момент вы знали, где реально содержится Карамалака? Что он в Борисполе или в Иванкове?

-- Конечно, нет. Мы исходили из того, что он содержится там, где положено, то есть в СИЗО-13 (т.н. Лукьяновская тюрьма в Киеве. -- Авт.), куда он так и не попал.

Так вот, о механизме. Первым адресатом является МВД. Мы поручили им организовать передачу, согласовав все необходимые вопросы с правоохранительными органами Молдовы. То есть время, место и способ передачи. Время тоже определено Конвенцией, оно очень сжатое. Кстати, поэтому я сразу отвергаю возможные рассуждения о том, что кто-то пытался как можно быстрее его передать... Процесс не нужно было ускорять, 19 июня все уже было решено. Более того, Конвенция устанавливает 15-дневный срок для организации передачи. Если не уложились, мы вообще можем отказать в экстрадиции. На деле никто никогда не отказывает, и Конвенция позволяет увеличить этот срок до 30 дней, при наличии объективных причин. Эта норма носит некий подталкивающий характер, заставляет стороны оперативно решать возникающие вопросы. Бывают случаи, когда, при наличии заинтересованности запрашивающей стороны, это делается в течение одного-двух дней. Подчеркну, что в данном случае ответственность возлагалась на МВД...

-- А милиция в Иванкове знала, что Карамалака находится в международном розыске, что есть разрешение на экстрадицию от 19 июня?

-- Они должны были знать. Тут такая цепочка: мы поручаем прокуратуре области и они обязаны сообщить в УВД области. Кроме того, мы поручаем МВД и они тоже должны информировать УВД. А УВД уже обязано сообщить в район. Было ли все так -- этим сейчас как раз занимается следствие. Я могу говорить только о правовой оценке происходившего. Что касается фактической стороны -- пока не обсуждается...

-- Правда ли, что молдаване уже было выслали за Карамалакой конвой, тот прибыл в Украину, а разыскиваемого нет...

-- Скажу так: официального обращения о специальном конвоировании в особом порядке к нам не поступало. Хотя в принципе такие случаи бывают. Специальный вооруженный конвой прибывает к нам и, не пересекая границу, находится в транзитной зоне аэропорта. МВД обеспечивает передачу запрашиваемого в этой же зоне.

-- Как обстоят дела сейчас?

-- Мы продолжаем разыскивать Карамалаку и, соответственно, продолжаем переписку с Молдовой. Это дело остается в поле зрения обеих прокуратур.

ОТ АВТОРА

И все же скорость принятия решений по этому делу впечатляет. Фактически вопрос об экстрадиции был "утрясен" за сутки, с 18 по 19 июня. Это, как мы писали в номере за 1 октября, наводит на мысль о том, что оч-чень непростой человек этот Карамалака (см. публикацию "Истина -- в вине"). И недаром его дело расследует Генпрокуратура...