1998  1999  2000  2001  2002  2003  2004  2005  2006 

Выпуск газеты Сегодня №226 (1571) за 07.10.2003

КТО ИМЕЕТ ДИВИДЕНДЫ С "МУСОРНОЙ" ВОЙНЫ

Наверное, мало кто задумывается над тем, что, покупая товары в красочной и удобной упаковке, автоматически оплачивает ее будущую утилизацию. За право распоряжаться этими средствами в Украине вот уже пять лет идет настоящая война. По одну сторону баррикад -- госкомпания "Укрэкокомресурсы" (ГК), по другую -- ряд крупных отечественных предприятий пищевой, табачной, фармацевтической промышленности, попытавшихся привлечь журналистов на свою сторону.

Перед представителям СМИ озвучили "сенсацию": Госкомитет по регуляторной политике и предпринимательству объявил вне закона сразу два совместных приказа Минэкономики и Гостаможни, в которых оспаривалась правомерность введения "листов упаковки" при ввозе импортного товара. Дескать, вот еще одно доказательство того, как госорганы, вопреки Указу Президента "Об устранении ограничений развитию предпринимательской деятельности", создают препятствия для бизнесменов и принуждают их раскошеливаться в пользу "Укрэкокомресурсов". В итоге пресс-конференция, посвященная проблемам обращения с отходами упаковки, превратилась в гневный монолог народного депутата Евгения Червоненко, клеймившего чиновников. В зале "случайно" оказался и представитель ГК, однако ему не дали "оправдаться". Но журналистский долг обязывает выслушать и вторую сторону, что мы и сделали, встретившись с первым вице-президентом ГК "Укрэкокомресурсы" Виктором Чижевским. И, оказывается, могли бы стать свидетелями острой дуэли аргументов.

ГК "Укртарапереработка" (впоследствии -- "Укрэкокомресурсы") была основана в 1998 году, после того, как Верховная Рада признала экологическую ситуацию в стране критической и угрожающей генофонду. Перед ГК была поставлена задача создать эффективную национальную систему сбора и утилизации отходов упаковки и прочего промышленного мусора, отдавая предпочтение его использованию в качестве вторсырья -- подобно тому, как это принято в большинстве европейских стран. А там в основу действия подобной системы закладывается принцип: "кто загрязняет, тот и платит".

Вот именно, утверждают г-н Червоненко и представители предприятий, являющихся, в силу их специфики, мощными "производителями" отходов тары и упаковки: "Нас пытаются заставить платить вышеуказанной ГК, как монополисту, немалые деньги за работу, которую она... не выполняет".

В. Чижевский: "Помилуйте, о каком монополизме с нашей стороны может идти речь? Вот документ за подписью первого замминистра экономики Борщевского, где записано, что производитель может заключать договора как с "Укрэкокомресурсами", так и с другими предприятиями, имеющими на то лицензию. А таковых в Украине -- порядка 800! Хотите перерабатывать сами? Пожалуйста. Но тогда придется потратиться на приобретение специальных мощностей. К примеру, чтобы перерабатывать порядка 15% ПЭТ-бутылок такого гиганта, как "Кока-Кола", нужен завод стоимостью 17 млн. грн., и к нему еще масса сопутствующей техники. Кстати, мы им неоднократно предлагали: стройте свой завод и перерабатывайте сами. Не хотят. Предлагали объединить усилия -- тоже не хотят. Приходится их (и не только) пластиковой тарой, которой они выдают ежемесячно по нескольку миллионов штук, заниматься нам. Причем, за свои деньги. И нас же упрекают в узурпировании права собирать финансы!

Другое дело, что ГК в состоянии охватить услугами практически всю территорию страны, поскольку мы имеем 27 региональных отделений, 130 передвижных пунктов приема, плюс стационарные, а также солидный парк спецавтомобилей и прессового оборудования, -- продолжает Виктор Юрьевич. Но это, скорее, пугает Червоненко сотоварищи. Ибо сегодня они предпочитают прикрываться в сущности фиктивными договорами с мелкими фирмами. Судите сами: разве способна контора со штатом в 10--30 человек обеспечить сбор тех же ПЭТ-бутылок по всей стране? А на будущее предлагают создать ассоциацию предприятий, которая и будет собирать деньги. Полагаю, собирать что-то они еще будут и, на первых порах, вероятно, закапывать.

Е. Червоненко: "Государственный статус "Укрэкокомресурсов" подразумевает возможность нецелевого расходования финансов, например, на "пожарные" выплаты шахтерам или на выборы. А проверить их работу нет возможности, поскольку они никому не подотчетны. Со всеми вытекающими отсюда "привилегиями". В частности, единоначальным правом сбора податей как с украинских предприятий, так и с импортеров. А также монопольным пересмотром тарифов, что ГК и предприняла в 2002 году, подняв оные вдвое, в том числе на содержание своего аппарата с 5% до 10%".

В.Чижевский: "По поводу предполагаемого роста тарифов и зарплат в ГК замечу, что у нас, собственно, еще не было времени для таких маневров, поскольку компания начала получать деньги только с октября 2002 г., и стабильную зарплату -- тоже (судя по предоставленной мне ведомости, заработки даже первых лиц ГК не превышают средние по столице. -- Авт.). А тарифы наши "смешные": за немалую мороку с 1 кг ПЭТ-бутылок -- 0,85 копеек, то есть с каждой 2-литровой емкости потребитель платит... 0,03 коп. (при цене напитка 3,50--4 грн.). Расценки на стекло даже снижаем, потому что его переработка уже рентабельна. Кстати, по закону, для упаковки, используемой под хлеб, молочные продукты, детское питание и гуманитарную помощь, тариф нулевой.

Тут уж я не выдержала: отчего ж так мало, да я готова платить хоть в десять раз больше, лишь бы заработала индустрия полной утилизации? Г-н Чижевский улыбается: "Действительно, Германия, к примеру, начинала с тарифов, превышающих наши на несколько порядков, потом снизила их на 40%, а сейчас берет 3--5 центов с бутылки. Ну да ничего, нам и этого бы хватило, кабы платили все, а не 10--30%, как сейчас. Не пора ли и нам вводить карательные меры, как это принято везде? Хочу подчеркнуть: ни одной копейки из бюджета мы не берем. А контролеров у нас предостаточно: Кабмин, Антимонопольный комитет, Госэкоинспекция, Минэкологии, прокуратура, КРУ, Минэкономики и Минфин -- только за последний год было шесть проверок.

Е. Червоненко: "Деятельность по переработке отходов не может быть прибыльной, ибо там, где создается прибыль, всегда будет заинтересованность в росте себестоимости "продукции". И только само предприятие заинтересовано перерабатывать свои отходы с минимальными затратами".

В. Чижевский: "Да, как это ни странно, но даже при выше приведенных расценках, ГК получает прибыль. Но! Как записано в нашем уставе, вся прибыль идет... на расширение производства. Да иначе мы и не смогли бы построить ни единого завода. А мы пустили завод по ПЭТ-таре в Симферополе, до конца года такой же должен заработать в Киевской области (кстати, при реконструкции бориспольской трассы уже применялись продукты переработки пластика), а в Сумах почти готова линия по сортировке твердых отходов.

В чем Чижевский согласен с Червоненко, так это в том, что Украина в решении проблемы отходов продвинулась катастрофически мало. Надо начинать с азов: учить население раздельной сборке отходов, ведь только после этого они приобретают реальную цену как вторресурсы и "старателям" будем платить за них реальные деньги. База для этого уже создается: в ближайшее время ГК откроет 130 приемных пунктов, причем это будут не прежние будки-развалюшки, а красивые "архитектурные формы", с характерной бело-зеленой окраской.

Пока материал готовился в печать. Минэкономики оспорил то самое решение Госкомитета по предпринимательству, с чем последний согласился и сменил свой вердикт с грозного "отменить" на рабочее "внести изменения". Зато с помощью "листов упаковки" удалось оценить масштабы "импорта" упаковочного мусора в Украину: за полгода -- 180 тыс. тонн! А их тоже кто-то должен утилизировать...