1998  1999  2000  2001  2002  2003  2004  2005  2006 

Выпуск газеты Сегодня №226 (1571) за 07.10.2003

БЕССМЕРТНЫЙ ПИФ И ВЕЧНЫЙ ЧОК

Не сосчитать, сколько поколений киевлян выросли на спектаклях Киевского государственного академического театра кукол. Ведь именно здесь в жизни каждого ребенка начинается знакомство с театром, где оживает сказка, прочитанная взрослыми. И вот уже 76-й сезон Киевский академический радует маленьких зрителей.

У Театра удивительная и непростая история. Среди двадцати семи украинских театров кукол он самый старший. Его основали в октябре 1927 года при Киевском театре для детей имени Ивана Франко (нынешнем ТЮЗе на Липках) по инициативе народного артиста Украины Александра Соломарского и Ирины Деевой. Свой самый первый театральный сезон театр начал с двух спектаклей: "Старинный петрушка" и "Музыканты". Собственно, с той поры Киевский академический считается театром классической сказки. И в его постановках не делается ставка на абстрактное восприятие, когда надо догадываться, что три квадратика -- это мишка, а четыре треугольника -- это зайчик. Здесь звери похожи на зверей, а люди на людей. Так было заведено изначально и этим традициям театр следует по сей день.

В репертуаре труппы около двадцати спектаклей, среди них постановки по любимым сказкам "Кот в сапогах" и " Волшебная лампа Аладдина", "Сэмбо" и "Винни-Пух", "Золушка" и "Дюймовочка". Но книги рекордов Гиннесса достойны два спектакля: "Приключения Пифа" и "Поросенок Чок" -- каждый из них разменял четвертый десяток. "Бессмертный Пиф и вечный Чок", -- так шутят актеры. Эти сказки всегда проходят с аншлагами и, наверное, так долго не "живет" ни один спектакль ни в одном из театров. Здесь же, совсем как на Бродвее: постановка живет, пока на него ходит зритель. И каждый раз приходится обновлять декорации, подкрашивать кукол -- увы, и на них, как на людях, откладывается отпечаток времени. Но режиссура, музыка, тексты и счастливые юные лица остаются неизменными.

"А вообще у нас проблема с современной драматургией, -- рассказывает директор театра кукол Николай Петренко. -- Кроме нескольких корифеев, таких как Ефим Чеповецкий, Всеволод Данилевич, Григорий Осадчий, Всеволод Нестайко, очень мало авторов пишут для детских театров. Увы, нет и предложений от молодых. Хороших пьес не хватает. Хотя театр готов пойти на любой эксперимент, при условии, что пьеса будет написана с любовью к детям и пониманием их проблем. И тем не менее, жизнь не стоит на месте. В наших планах -- пять-шесть новых постановок. Уже в ноябре маленьких зрителей ждет премьера спектакля "Пiвень Жар". Это оригинальная пьеса о правилах противопожарной безопасности написана главным режиссером театра Юрием Сикало в соавторстве с Всеволодом Нестайко. В репертуаре театра есть подобная работа о правилах поведения на улице. Ну, а новая рассказывает о том, к чему приводят игры с огнем. А чтобы было интересно, спектакль поставлен в игровой форме и маленькие зрители будут принимать непосредственное участие в действии."

Нельзя не сказать и о тех, в чьих руках оживают и проживают не одну жизнь Буратино, Колобок и другие персонажи -- об актерах. В театре работают профессионалы -- взрослые люди, играющие в куклы, умело создающие и передающие характер своего персонажа. Работа довольно специфична, ведь процентов семьдесят времени актеры проводят за ширмой, не видя глаз зрителей. И главное здесь -- мастерство кукловождения. Ведь "роли исполняют" куклы -- перчаточные, тростевые, штоковые, а также марионетки -- у каждой свой характер и специфика. А еще необходимо обладать широчайшей голосовой палитрой, поскольку герои самые разнообразные: и звери, и люди, и ожившие предметы. В театре крепкий актерский костяк -- Владимир Малицкий, Сергей Чуркин, Людмила Ясеновская, Василий Русанов. И безусловно талантливая молодежь -- выпускники Харьковского института искусств, которые работают порой в сложных условиях: и, несмотря на небольшую зарплату, фанатично преданы театру.

На долю коллектива выпали серьезные испытания: оставшись без крыши над головой, уже шесть лет труппа скитается по разным городским площадкам. Мытарства начались с того, что в соответствии с Указом президента "О возвращении законным хозяевам культовых сооружений используемых не по назначению", в 1997 году Киевский академический театр кукол выселили из здания по улице Шота Руставели, где размещается Центральная синагога. Поначалу "кукольное царство" приютили в бывшем Дворце культуры "Автомобилист" на Московской площади, но через несколько лет началась реконструкция здания и театр был вынужден снова съехать. Сейчас убежищем труппы стал интернат №22 в Оболонском районе, а спектакли проходят на двух площадках: в концертном зале Государственного духового оркестра Украины и в Центре культуры и искусств МВД. Наконец-то киевская горадминистрация нашла стационарное место для театра. Вместо бывшего кинотеатра "Днепр" в 2005 году будет построено уникальное по архитектурному и техническому оснащению здание. И это будет не слегка переделанное помещение, а специально спроектированный театр кукол, похожий на сказочный дворец.

На новое помещение театр возлагает большие надежды. Можно будет возобновить уже подзабытый международный фестиваль театров кукол, одним из учредителей которого стал Киевский государственный академический театр кукол. Фестиваль гремел с 1991 по 1997 год, в столицу Украины приезжали уникальные театры из разных уголков Европы, Азии, Америки.